Краевой Дом народного творчества организован в 1941 году на основании решения исполкома Орджоникидзевского* краевого Совета депутатов трудящихся № 29 § 35 от 13 июня 1941 года с подчинением его отделу по делам искусств исполкома Ставропольского краевого Совета депутатов трудящихся и назывался «Краевой Дом народного творчества». Местонахождение – город Ставрополь. В 1953 г. образовано Управление культуры исполкома Ставропольского краевого Совета депутатов трудящихся.

 

В состав краевого Управления культуры согласно постановлению Совета Министров РСФСР № 733 от 9 июня 1953 года как подведомственная организация передан Краевой дом народного творчества и стал называться «Краевой дом народного творчества управления культуры исполнительного комитета Ставропольского Совета депутатов трудящихся», а с октября 1977 г. «Краевой дом народного творчества» управления культуры исполнительного комитета Ставропольского краевого Совета народных депутатов.

 

До 1938 года все клубы, Дома социалистической культуры, избы-читальни, красные уголки Орджоникидзевского края находились в ведении крайоно. Эти учреждения несли функции прежде всего политического просвещения и подчинялись непосредственно клубному и библиотечному секторам политпросветов при крайоно. В 1938году их было 1036; а потребность в кадрах — 1004 единицы, т.е. их практически не было, всю политико-просветительную работу вели учителя, занимаясь обучением детей, и ликвидацией неграмотности среди взрослых. А затем к обучающей функции добавились культурно-просветительная и культурно-массовая и для учителей это была огромная дополнительная нагрузка. Еще в 1937 году в крае создается отдел искусство при крайисполкоме в ведении которого театры, киноорганизации, музыкальные школы; на него было возложено и общее руководство художественной самодеятельностью. В конце 1938 г. этот отдел ставит вопрос перед президиумом Орджоникидзевского краевого исполкома о необходимости создания дома народного творчества. Из проекта постановления:

 

«п.5. Считать необходимым в 1939 году создать в г. Ворошиловске (Ставрополе) краевой Дом народного творчества, как центр методического руководства художественной самодеятельности края. Обязать Ворошиловский горсовет в 2-месячный срок выделить соответствующее помещение для ДНТ,

 

п.14. Обязать отдел по делам искусств и КрайОНО (здесь и далее: крайоно) коренным образом перестроить руководство работой кружков художественной самодеятельности: в 2-месячный срок провести точный учет кружков, организовать спец. курсы по подготовке и переподготовке руководителей кружков всех видов искусства.

 

п.15. Обязать тов. Алиева со всеми материалами выехать в г. Москву, где поставить вопрос об организации КДНТ (1). Но в постановлении остался только п. 14.

 

Тысяча девятьсот тридцать девятый год ознаменован подготовкой к открытию Всесоюзной сельскохозяйственной выставки (ВСХВ). В газете «Орджоникидзевская правда» за 22 февраля 1939 г. в статье «Смотр колхозной художественной самодеятельности» сообщается, что на предстоящей ВСХВ наряду с достижениями «… в области экономики сельского хозяйства будет показан рост искусства и художественной самодеятельности колхозников… Развернулась подготовка к предстоящим районным, городским и областным смотрам художественной самодеятельности». Это же газета в № 14 (1474) за 17 января 1939 г. в статье «Шефство актеров над самодеятельными кружками» рассказывает о создании в управлении по делам искусств сектора по художественной самодеятельности, о совещании работников театра с руководителями и активом самодеятельных кружков г. Ворошиловска. Было решено провести творческий семинар; более 20 актеров дали обещание помогать кружковцам. В смотре участвовало 3188 человек — 147 коллективов и исполнителей. В постановлении крайисполкома сообщаются и данные о репертуаре исполнителей: 47,7 % произведений советских авторов, 7,2 % — классических, 40 % — народных, 5,1 % — других. Решением крайисполкома дается поручение отделу по делам искусств «в соответствии с имеющимися по линии Комитета по делам искусств указаниями подготовить и представить на утверждение крайисполкома материалов об организации в 1940 году Краевого Дома народного творчества. Считать, что Краевой Дом народного творчества должен стать центром организационного и методического руководства коллективами художественной самодеятельности и центром подготовки и переподготовки руководителей различных художественных кружков, а также местом показа общественности лучших образцов самодеятельного искусства.

 

Считать, что опорными пунктами в деле развития художественной самодеятельности должны быть имеющиеся в районах ДСК, районные клубы…» (1)

 

Но ДНТ не создан пока его функции исполняет сектор художественной самодеятельности Отдела искусств. В 1941 году появляется докладная записка начальника Отдела искусств в Крайисполком… Да и Москва торопит.

 

«Докладная записка

 

Решением Исполкома Крайсовета от 05.08.1939 г. в г. Ворошиловске должен быть организован Краевой Дом народного творчества методический центр по руководству художественной самодеятельностью в крае. Практически это решение не было до последних дней реализовано, потому что, во-первых не было прислано Положения о Доме народного творчества, во-вторых, не было соответствующего помещения. Всю работу по руководству художественной самодеятельностью в крае за это время осуществлял сектор художественной самодеятельности Отдела Искусств за счет средств, специально ассикнемых на это мероприятие.

 

В настоящее время имеется указание Всесоюзного Комитета по Делам Искусств (от 24.03. с/г за № ОХМ/З), в котором предлагается в месячный срок организовать в крае ДНТ, переименовав имеющийся сектор художественной самодеятельности и утвердив положение ДНТ в местном Краевом Совете на основе типового положения о ДНТ, присланного из Москвы.

 

В связи с этим Отдел Искусств выходит с настоящим ходатайством в Исполком Крайсовета и просит:

 

  1. Переименовать Сектор Самодеятельности Отдела Искусств – в Краевой Дом народного творчества.

 

  1. Утвердить Положение о Краевом Доме народного творчества.

 

  1. Утвердить смету и штаты Краевого Дома народного творчества в размерах тех ассигнований, которые отпущены на эти мероприятия на 1941 г.

 

Помещение для работы Краевого Дома народного творчества предоставлено по улице Шаумяна № 8. Начальник Отдела Искусств Н. Коптев» (1)

 

Решение состоялось в конце 1941 года. Из протокола заседания крайисполкома:

 

«Решили: В соответствии с указанием Комитета по делам искусств при СНК СССР, исполком решает:

 

  1. Переименовать сектор художественной самодеятельности отдела по делам искусств в Краевой Дом народного творчества.

 

  1. Положение о Краевом Доме народного творчества утвердить». (1)

 

Итак, точная дата учреждения Ставропольского краевого Дома народного творчества – 13 июня 1941 года. Первым директор КДНТ был Иван Ипатович Финдер. В штате – 3 методиста, всего 5 человек. Война, оккупация (август 1942 – январь 1943 гг.), уничтожены документы, разрушены здания, люди в эвакуации или на фронте, тяжелые потери понесла и культура. В 1943 г. в уцелевшем помещении музыкального училища размещается в числе прочих организаций и КДНТ. «В тяжелом материальном положении находились и сотрудники КДНТ — Е.Н. Сперанская, В.И. Алексеева, Г.Т. Страстницкая, И.В. Онищенко, о чем свидетельствуют неоднократные обращения директора о прикреплении работников КДНТ к столовой поочередно на 1 месяц, чтобы хоть как-то поддержать их». (1) Штат ДНТ на 1943 г. утвержден на 8 человек: директор, 4 инспектора, бухгалтер, машинистка, курьер-уборщица.

 

И все же, несмотря на огромные трудности, краевой Совет депутатов трудящихся принимает решение от 10 ноября 1943 г. № 1413 «О проведении смотра художественной самодеятельности в сельских местностях и районных центрах края». Таким образом, Ставрополье вливается в смотр сельской художественной самодеятельности РСФСР 1943-1944 гг. В нем  участвовали свыше 3 тысяч человек. По указанию крайкома ВКП(б)  в 1945 г. проводится общественный смотр культпросветучреждений. Цель —  подготовка к работе в зимних условиях; … создать комиссии и в кратчайший срок изъять и отремонтировать имущество, принадлежащее культпросветучреждениям и незаконно присвоенное как частными лицами, так и организациями; содержание мероприятий сделать увлекательным, доходчивым, идейно насыщенным, организовать выявление и распространение лучшего опыта работы…» (1)

 

1947 год – 30-летие Великой Октябрьской революции, проводится смотр художественной самодеятельности. План работы СКДНТ подчинен этой задаче:

 

  1. Выявлять лучшие кружки и исполнителей-одиночек. 
  1. Разработать тематические рекомендации к революционным праздникам.

 

  1. Провести совместно с городскими культпросветотделами 10 дневных курсов руководителей кружков (по драме, хору, музыке, хореографии) с охватом 200 человек.

 

  1. Популяризация лучших кружков по радио, в газетах.

 

  1. При ДНТ организовать художественный совет по секциям.

 

  1. Сбор фольклора: о Невинномысском канале, о народном герое Апанасенко, о казачестве Ставропольского края, о борьбе за выполнение Сталинской пятилетки.

 

  1. Работа с репертуаром: издать за год материалы, посвященные севу, уборке урожая – 300 экз.

 

  1. Составить списки рекомендуемого материала и списки запрещенных к исполнению произведений.

 

  1. Систематически пополнять библиотеку ДНТ репертуаром и методической литературой по вопросам художественной самодеятельности.

 

  1. Осуществить выезды на места». (1)

 

В сельских и районных смотрах участвовало 226 коллективов и 1000 исполнителей; проведено свыше 5000 концертов; на заключительный концерт отобрано около 500 участников из 29 районов. А вот как награждались лучшие: «почетными грамотами – 207 человек, подарками – 140 человек. В перечне подарков: 13 часов, 20 пар мужских и 20 пар женских галош, 20 комплектов по 6 метров мануфактуры, 40 пар мужского и 20 пар женского белья, 20 пар шелковых чулок и 120 кусков мыла». (1)

 

В 1949 году директором КДНТ назначают Афанасия Игнатьевича Ясонидиса (1949 – 1950 гг.). За время его работы в крае было создано более 300 драматических, 250 хоровых коллективов, организована I краевая выставка работ сельских самодеятельных художников. Проведена большая работа по учету коллективов и участников художественной самодеятельности по основным жанрам в целом по краю, по каждому району вплоть до населенных пунктов. Учитываются и отдельные исполнители: певцы, сказители, баянисты, чтецы, танцоры, инструменталисты, художники. Развивается шефство профессионалов над отдельными самодеятельными коллективами. При КДНТ создается внештатная группа консультантов из 10 человек: композиторы, актеры, писатели, художники. В 1948 году организована прокатная база костюмов для художественной самодеятельности (20 коллективов). Большое внимание репертуару, издаются сборники песен, стихов ставропольских поэтов и композиторов на местные темы и сюжеты; газеты «Художественная самодеятельность». «Художественное слово» и др. После известных решений ЦК ВКП(б) об опере В. Мурадели «Великая дружба» из Москвы в отдел искусств присылаются списки на исключение из репертуара пьес, стихов, песен, пластинок, в том числе и в исполнении крупных мастеров культуры.

 

Огромную работу в 1949 году всего два штатных работника: директор и лицеист. В помещении музучилища у ДНТ – одна комната, нет телефонной связи с районами, транспорта. Но с помощью актива, работников из районов КДНТ создает Художественный совет, направляет в Театр народного творчества при ВДНТ им. Крупской лучшие хоровые коллективы; объявляет конкурс на лучшую песню и организует проведение очень важного события — первого краевого праздника песни. Зачинателем этого был пропагандист хорового искусства Леонид Александрович Яресько; созданный им казачий ансамбль «Терек» стал позже лауреатом VI Всемирного фестиваля молодежи и студентов в Москве (1957 г.); позднее  он возглавлял Хоровое общество края.

 

Праздник проводился зимой, надо было найти вместительный зал для зрителей; этим условиям отвечал Георгиевский район. Праздник приурочивался ко дню рождения И.В. Сталина, 24 декабря 1950 года. Согласно положению он состоял из двух частей. «…В первой, большей части праздника – показ коллективами своих программ», во второй – выступление сводного хора в сопровождении духового оркестра…» (1) В первой части концерта исполнялись фольклорные, народные, классические произведения, физкультурные, танцы, стихи. По-иному выглядела вторая часть. «Ввиду короткого срока и большого количества участников, решено сводный хор сделать двухголосным. Сводная программа предусматривала: М. Блантер. «Песня о Сталине» («Для нас открыты солнечные дали»); Белый. «В защиту мира»; А. Новиков. «Гимн демократической молодежи»; «Гимн Советского Союза». (1)

 

В этом же, 1950 году проводится краевой конкурс сельских театральных коллективов на лучшую постановку пьес М. Горького; практикуются обменные спектакли между районами.

 

В течение 1951 года директором КДНТ является Горлов Михаил Гаврилович, работавший ранее методистом Дома. Он сумел сохранить преемственность в деятельности; опыт работы КДНТ нашел поддержку в Отделе искусств, а проведение праздников песни на совещании директоров ДНТ в Москве. В молодежной газете открывается рубрика «Песни ставропольских авторов», где публикуются произведения ставших впоследствии известных композиторов – Н. Зинченко, Л. Яресько и др.

 

С 1952 по 1958 гг. – директор КДНТ Вячеслав Григорьевич Пятко, поэт-песенник. На его стихи пишут песни Н. Зинченко, М. Севрюков, А. Дауров, Н. Конев, В. Кушнарев. Штатное расписание – 4 единицы сохранялось до 1960 г., когда добавили 2 ставки методистов. Несколько улучшилось оснащение ДНТ: пианино, баян, радиола, пишущая машинка.

 

В 1953 году в адрес ДНТ направляется новый вариант Примерного положения о республиканском (АССР), краевом, областном, окружном ДНТ:

 

«…Основными задачами ДНТ являются: а) борьба за высокую идейность, за правдивое глубокое и всестороннее отражение в репертуаре художественной самодеятельности великого процесса развернутого строительства коммунистического общества, героики творческого труда народа, всемерная пропаганда лучших произведений советской литературы и искусства…» (1)

 

Учитывая острую нехватку музыкантов на селе, районы организуют 6-месячные курсы баянистов, проводятся учебные мероприятия других категорий клубных работников; консультации (устно и письменно) по жанрам; утверждаются репертуарные планы РДК и др.

 

Продолжается работа с самодеятельными композиторами. Наиболее перспективные из них – Н. Зинченко и М. Севрюков – командированы на курсы композиторов в Москву. Оказывается методическая помощь в организации межколхозного ансамбля чабанов и доярок Петровского района (ныне – народный ансамбль «Нива золотая»).

 

На ежегодных краевых сельскохозяйственных выставках, наряду с демонстрацией достижений в хозяйстве, проходили концерты лучших самодеятельных коллективов. Принимать участие в них было очень почетно.

 

Центральные события 1956-1960 гг. тесно увязаны с общественно-политическими событиями в жизни страны. В преддверии VI Всемирного фестиваля молодежи и студентов, был проведен Всесоюзный фестиваль – сначала в городах и районах края, затем состоялось 8 кустовых. Лучшие коллективы участвовали в краевом фестивале в г. Ставрополе. Победители были делегированы на зональные в г.г. Ростов и Саратов. В Москву – Терский казачий ансамбль песни и пляски был удостоен серебряной медали фестиваля.(руководитель Л.Яресько).

 

В 1957 году выходит Постановление бюро Ставропольского крайкома КПСС и исполкома краевого Совета депутатов трудящихся от 9 декабря 1957 г. № 803 «О крупных недостатках в культурно-просветительной работе края».

 

«…Значительные недостатки имеются в развитии художественной самодеятельности. На сцены клубов проникают легковесные, слащавые, порочные произведения. Репертуар хоровой самодеятельности беден. Число музыкальных и танцевальных коллективов увеличивается медленно. Кружки художественной самодеятельности работают от смотра до смотра. …Массовые праздничные и увеселительные мероприятия, народные гуляния в парках и на площадях, праздники песни, молодежные карнавалы… проводятся крайне редко. …Ряд профсоюзных и сельских клубов ограничиваются проведением лишь платных мероприятий. …Почти половина клубных работников не имеют среднего образования… 56(1)

 

Отмечалась высокая текучесть кадров и слабая материальная база клубов.

 

С 1958 по 1961 гг. СКДНТ возглавляет Ефим Натанович Шафран. Объявляется «Комсомольская двухлетка культуры на 1958 – 1960 годы», конкурсы на лучшую песню в честь 40-летия ВЛКСМ и на лучшее произведение для агитационно-художественных бригад, смотр на лучшую агитационно-художественную бригаду. Конкурсы и смотр агитбригад прошли успешно: 15 песен были рекомендовано к изданию; 5 авторов на лучшее произведение для агитбригад были отмечены премиями; а в смотре агитбригад участвовало 40 коллективов. Летом 1960 года в Москве на ВДНХ с успехом выступили творческие коллективы из Ставропольского края. В информационном письме МК РСФСР от 22.02.1961 г. «Об итогах творческих отчетов художественной самодеятельности краев и АССР Российской Федерации на Всесоюзной выставке достижений народного хозяйства СССР» читаем: « …Волнующие события борьбы за выполнение 7-летнего плана нашли живое воплощение в программах Ставропольского края. …В поисках творческого решения современной темы сложены «Песня о знаменитом чабане Ставропольского края Герое социалистического труда Иване Малашенко», «Урожайная», …коллектив Петровского района… сделал массовый танец «Золотой хлеб», посвященный труженикам села…» (1) За этими событиями, смотрами, конкурсами, фестивалями сотни дней командировок методистов КДНТ М. Мирошниченко, М. Коршунова, Т. Черепковой, В. Артамоновой, Л. Алюшиной, круглый год в зимнюю стужу и летнюю жару. Директором, в связи с переходом Е.Н. Шафрана в филармонию, назначена Валентина Васильевна  Боровлева, до этого инспектор управления культуры. Именно в ее бытность осуществлялся план мероприятий по реализации Постановления бюро Ставропольского краевого комитета КПСС от 7.12.1960 г. «О состоянии и мерах дальнейшего развития художественной

 

В этом году проводится ряд конкурсов: на создание лучшей песни навстречу  XXII съезду КПСС, к 40-летию Всесоюзной пионерской организации, конкурс агитбригад навстречу XXII съезду КПСС, краевой смотр-конкурс учреждений культуры на звание «Дом культуры, клуб отличной работы в честь XXII съезда КПСС». Повсеместно состоялись творческие отчеты, посвященные съезду. Центральное событие года – проведение краевого съезда работников культуры в марте 1961 года. В архивных документах сохранился план подготовки и проведения краевого съезда работников культуры, в том числе и краевой выставки «Новые формы клубной работы». Среди ее разделов: «Народные театры» (Кисловодский, Ессентукский, Прикумский, Новоалександровский); «Межколхозные ансамбли песни и пляски» (Петровского и Красногвардейского районов); «Народный университет культуры» (Прикумского РДК); «Школы коммунистической культуры»; «Любительские киностудии» (Ессентукская, Железноводская, киностудия колхоза «Пролетарская воля»); «Художественная самодеятельность» (ансамбль песни и пляски терских казаков Пятигорского машиностроительного завода).

 

Итог двух десятилетий работы СКДНТ следующий: на 1 января 1962 г. в крае 1 062 клубных учреждений: 516 государственных, 203 колхозных, 245 профсоюзных, 98 – других ведомств. В них 4 537 коллективов художественной самодеятельности (69 000 человек). Руководители СКДНТ 1951 – 1961 гг. в тяжелейших условиях за короткий срок, сохраняя преемственность, сумели укрепить основные направления в работе ДНТ, заложив фундамент для последующих лет: учеба кадров, оказание методической и практической помощи, работа по репертуару, организационно-массовая деятельность, изучение, обобщение и распространение опыта работы.

 

Следующие два десятилетия – с 1962 по 1982 год – можно смело назвать «эпохой Будянского». Краевой Дом народного творчества возглавлял заслуженный работник культуры РСФСР Дмитрий Афанасьевич Будянский. Это годы удачного стечения целого ряда обстоятельств: ранее накопленный опыт работы, события в общественной жизни страны, появление новой яркой личности.

 

В эти годы значительно расширяются штаты КДНТ, складывается его структура. Штатное расписание на 1977 год, утвержденное 15.12.1976 г. начальником краевого управления культуры В.П. Колодийчуком, предусматривает 26 человек, в том числе творческих: директор, 17 методистов, библиотекарь. Кроме того, при ДНТ работают два народных коллектива – кинофотостудия и ансамбль бального танца (т.е. дополнительно 4 единицы творческих работников). Появилась и курсовая база ДНТ по спецсредствам (на самоокупаемости) – 3,5 единицы. В отчете КДНТ за 1977 год в разделе «Организационно-административная работа» выделен подраздел «Структура и организация труда в КДНТ», согласно которому в ДНТ определены 3 отдела: литературно-художественный, музыкальный, кинофотолюбительский. С 1967 года у КДНТ зал на 200 мест, сцена, фойе, помещение для библиотеки и т.д., был проведен большой ремонт. Кроме основного здания имеется отдельное помещение для кинофотолюбительской студии, 7 комнат, просмотровый зал. КДНТ имеет 2 машины: «Москвич» и автобус… Много внимания уделяется укреплению методических служб в городах и районах края; предпринимаются усилия по созданию районных и городских филиалов ДНТ на общественных началах. При КДНТ создан художественный совет, по каждому жанру – секция: фото, хореографического искусства, оркестровой самодеятельности, фольклора, театральная. Многие из них возглавляли ведущие специалисты края: театральную – заслуженный артист РСФСР Б. Дымченко, оркестровую – Д. Генделев, фольклорную – Н. Ленков и др. На общественных началах помощь художественным коллективам в разное время оказывали поэты В. Пятко, Г. Фатеев, Г. Орловский, композиторы М. Севрюков, Д. Осиновский, Н. Зинченко, актеры В. Фоменко, Б. Дымченко, З. Котельникова и др.

 

Коллективы Ставропольского края успешно участвуют во всесоюзных и всероссийский фестивалях и смотрах 60-70 годов. Высокое исполнительское мастерство показывают народные коллективы: народный хор «Нива золотая» Петровского района стал участником декады русского искусства на Украине; народный хореографический ансамбль «Ровесник» Ставропольского краевого культурно-просветительного училища гастролировал в ОАР; агитбригада «Задиры» Невинномысского ДК химиков обслуживала нефтяников Каспия и работников сельского хозяйства Казахстана. 508 коллективов получили звание лауреатов краевого, Всероссийского и Всесоюзного фестивалей.

 

В эти годы в крае бурно развивается строительство клубных учреждений. В период с 1966 по 1975 годы было построено, причем уже по типовым проектам, и введено 177 клубов и ДК на 71 тыс. посадочных мест. Стало доброй традицией в каждом колхозе, совхозе, селе, станице иметь красный уголок – Дом культуры, где можно «и на людей посмотреть, и себя показать». Благодаря усилиям, предпринятым в те годы, Ставропольский край по обеспеченности посадочными местами и до сегодняшнего дня, как следует из статистического анализа ГИВЦ МК РФ «Учреждения культурно-досугового типа, парки культуры и отдыха РФ в цифрах за 1999 год», занимает 3 место в Российской Федерации (из 89 субъектов).

 

В 1971-72 гг. приобретено для домов культуры и клубов 30 комплектов оркестров духовых, народных, эстрадных инструментов, 500 баянов, аккордеонов, пианино и других инструментов на 180 728 руб. Сшиты костюмы для 180 коллективов на сумму 400 тыс. рублей.

 

В 1971 году в крае был 31 коллектив со званием «народный»; в том числе: 11 ансамблей песни танца (из них 5 в Карачаево-Черкесской автономной области); один фольклорный коллектив; студия современного бального танца; 18 народных театров (из них 2 ТЮЗа и оперная студия; один театр в Карачаево-Черкесии).

 

В жизнь внедряется установка «каждому народному коллективу – спутник». Еще один из способов достижения намеченной цели – работа с кадрами. Эта проблема в 70-80 годы была особенно острой. После получения своего помещения КДНТ в 1967 г. создал курсовую базу по подготовке баянистов-хормейстеров, руководителей танцевальных, духовых коллективов и художников-оформителей. Работа с кадрами выносится на первое место. …Разработаны примерные планы и программы двухгодичного обучения руководителей художественной самодеятельности по театральному, хоровому, фольклору, хореографии, оркестровым жанрам. Один раз в 3 месяца на местах проводятся трехдневные семинары. Некоторые районы, где отсутствуют специалисты, кооперируются, используют преподавателей средних специальных учебных заведений, краевого центра, методистов КДНТ… Создаются межрайонные культпросветшколы, филиалы КПУ в районах. …В 1975 году в ДК и клубы было направлено 140 выпускников КПУ и отделения культпросветработы Черкесского музучилища, 92 студента КПУ – стипендиаты колхозов и совхозов.»

 

7-14 мая 1966 г. в Ставрополе состоялась Первая краевая творческая конференция по проблемам развития самодеятельного искусства; рассмотрены общие задачи и проблемы, определены пути их решения. Работали 6 секций: вокально-хоровая, хореографическая, инструментальная, театральная, кинофотолюбительская, агитационно-художественных бригад. С тех пор они стали регулярными по итогам крупных фестивалей.

 

В 60-70-е проводится впервые много краевых конкурсов по жанрам: конкурс вокалистов (1966 г.); конкурс исполнителей бального танца (1967 г.); краевой фестиваль фольклора (1970 г.); краевой фестиваль эстрадной музыки (гражданская тема, 1974 г.); краевой конкурс сочинителей и исполнителей частушки (1974 г.); краевой марш-парад духовых оркестров (1975 г.); краевой смотр народных театров (1978). Во второй раз – фестиваль фольклорного искусства.

 

Лауреатами фестивалей 70-х становятся коллективы: народный ансамбль «Нива золотая» и фольклорный коллектив «Русские узоры» Петровского района, коллектив «Родничок» Бешпагирского РДК, ансамбль «Колос» Александровского района, духовой оркестр Зеленокумского ремзавода и академический хор колхоза «Победа» с. Отказное Советского района, духовой оркестр с. Казгулак Туркменского района и др.

 

За развитие художественной самодеятельности по итогам фестиваля Совет Министров РСФСР, ВЦСПС и ЦК ВЛКСМ наградил Ставропольский край почетным дипломом, а краевой Дом народного творчества – бронзовой медалью ВДНХ.

 

Согласно решению Ставропольского крайисполкома № 489 от 14.06.79 г. Дом народного творчества сливается с Краевым методическим кабинетом культурно-просветительной работы с 1 декабря 1979 года. Новая организация получила название «Краевой научно-методический центр народного творчества и культурно-просветительной работы» (КНМЦ НТ и КПР) управления культуры Ставропольского краевого исполнительного комитета народных депутатов.

 

С 1983 г. по 1988 г. директором КНМЦ был Виктор Иванович Порталимов. А с 1989 по 1993 г. — Борис Викторович Чистяков.

 

В 80-е годы КНМЦ был активным участником и организатором проведения смотров, фестивалей, связанных с памятными датами советского периода, выполнением постановлений по идеологическим вопросам. Сотрудники подготовили и провели праздничную встречу в г. Ставрополе – «40-летие Великой Победы над фашистской Германией» (1985 год) всех работников культуры края, которые сражались и победили фашистские полчища. Каждому участнику войны вручили подарок. Результатом целенаправленной работы стала краевая выставка художественно-прикладного искусства самодеятельных умельцев (1986 год). Более двух тысяч работ экспонировалось в течение трех месяцев. Лучшие были представлены на ВДНХ, а чеканка из Карачаево-Черкесии выставлялась в Париже.

 

Краевой научно-методический центр был непосредственным организатором и участником проведения традиционных краевых марш-парадов духовых оркестров.

 

Совместно с краевым отделом народного образования подготовили и провели в станице Новотроицкой красочный праздник молодежи – 25-й фестиваль ученических бригад на Ставрополе, имевший огромное воспитательное значение для молодого поколения. Во всех районах края проводили праздники песен и поэзии, мероприятия из цикла «Земля, гордись людьми такими!». И наконец, грандиозный праздник, посвященный 70-летию Советской власти (1987 год). В нем участвовали самые лучшие народные коллективы практически всех городов, районов края и Карачаево-Черкесии. В концерте принимало участие 2 100 человек. В коллективе были настоящие энтузиасты, которые не считались с личным и делали большую работу, это В. Белоусова, Е. Пантюхова, С. Ливинская, И. Эйдельман, О. Трубицина, А. Злобин, Д. Осиновский, Б. Чистяков, Н. Прокопова, Ю. Миронова, Г. Еременко.

 

Наступившие 90-е годы внесли много новых корректив в содержание работы Центра, изменилось его название. Согласно Указу Президента РСФСР от 28 октября 1991 года «О реорганизации центральных органов управления РСФСР» на базе краевого научно-методического центра народного творчества и культурно-просветительной работы в 1992 году создан Краевой центр народной культуры Комитета по культуре администрации Ставропольского края (КЦНК).

 

Специалисты из районов стремились получить информацию о новом. КЦНК систематически на страницах своих информационных выпусков публикует материалы о современных формах культурно-досуговой деятельности. Были проведены первые деловые игры; внедряются в практику целевые программы («Культура русского зарубежья на Великом шелковом пути»). Началом реализации этой программы стал «Праздник 10 крепостей». Более системной становятся фольклорные экспедиции, проводятся праздники фольклорной песни. Одним из новых направлений работы Центра стало поддержка и развитие такого музыкального жанра, как джаз. В 1990-1992 гг. проведено три фестиваля джазовой музыки с приглашением участников из Ростова, Владикавказа, Краснодара и др. Этот фестиваль стал традиционным.

 

С 1993 по 1998 гг. директором КЦНК работал Якушев Александр Михайлович. Основные усилия были направлены на сбор, обработку и пропаганду традиционной народной культуры. По итогам экспедиции выпускались сборники. Обобщали опыт центров народных культур. Продолжалась организация праздников, конкурсов, фестивалей, марш-парадов духовых оркестров, выставок.

 

Долгие годы клубные работники привыкли наполнять основное содержание своей работы мероприятиями «от пленума к пленуму, от съезда к съезду», а теперь как-то растерялись. КЦНК стал проводить семинары-практикумы на базе конкретного ДК, у которого появился новый опыт в работе с молодежью, в организации массовых праздников, по оказанию платных услуг. А.М. Якушев вспоминает: «Был еще один аспект в работе, как бы выходящий за рамки традиционного нашего влияния. В крае действовали союзы писателей, композиторов, художников, они объединяли профессиональных деятелей искусств. Но гораздо большее число людей, пишущих стихи, прозу, музыку, а также живописцев и мастеров прикладного искусства, не входило в союзы. Мы решили заняться и ими, ведь это тоже сфера народного творчества. Провели «Авторскую весну» поэтов, писателей, композиторов (с семинарскими занятиями), «Музыкальную осень Ставрополья». Объединение мастеров вокруг Центра народной культуры привело к созданию творческих союзов. Так появились Ассоциация музыкантов Ставрополья и Ассоциация художников и мастеров декоративно-прикладного искусства. Позднее объединились работники парков культуры и отдыха. Работа через ассоциации существенно расширила возможности Центра, талант и мастерство ее членов обогатили, усилили работу – нам стали помогать энергичные, инициативные, болеющие за свое дело люди. Они участвовали в проведении семинаров, акций, конкурсов, выставок, издании сборников… Нашей гордостью был конкурс юных композиторов «Весна на клавишах». Популярностью пользовались «Город мастеров», фестиваль парков культуры и отдыха. Именно ассоциации помогли состояться мероприятиям в честь деятелей народной культуры Ставрополья, внесших неоценимый вклад в ее развитие. Еще при жизни М.С. Севрюкова прошел конкурс его имени на лучшую песню о Ставрополье, второй был, к сожалению, уже памяти его. Задумывался конкурс казачьих коллективов памяти Л.А. Яресько. Чествовались знаменитые наши композиторы: Н.Ф. Зинченко (умер в 2000 г.), В.С. Кушнарев, А.С. Маслов и другие. Прошел конкурс театральных коллективов памяти В.П. Сигиды. Проводились персональные выставки многих самодеятельных художников и мастеров декоративно-прикладного искусства». (1)

 

С 1993 года систематически издаются информационные сборники, с 1995 — репертуарные. В 1998 году в структуре КЦНК был создан информационно-аналитический отдел. Его заведующий многие годы была Валентина Николаевна Старжевская, замечательный специалист, умеющий видеть и внедрять новое, заслуженный работник культуры России. Информационные издания КЦНТ распространяются в регионах Юга России. Одновременно начинается работа над созданием компьютерной базы данных «Народное творчество» с участием всех отделов.

 

В 1998 году на основании Постановления губернатора Ставропольского края № 145 от 16.03.98 «О создании государственных учреждений культуры» в результате слияния с Центром внестационарной работы учреждений культуры и искусства образован Ставропольский краевой Дом народного творчества Министерства культуры Правительства Ставропольского края. С 1998 года директором СКДНТ работал В.В. Кощиенко.

 

За значительные успехи в информационно-издательской деятельности СКДНТ является лауреатом всех пяти всероссийских смотров информационной деятельности. СКДНТ активно участвует в решении вопросов, связанных с реструктуризацией сети КДУ: проводятся семинары, социологические исследования, публикуется опыт.

 

Многонациональное Ставрополье объединяет более 100 этнических сообществ. Центр ведет постоянную работу по поддержке и пропаганде национального творчества, проводит краевые фестивали национальных культур; участвует в совещаниях, «крупных столах» по проблеме межнациональных отношений (Георгиевск, 2001). Эта проблема находит постоянное отображение в информационных выпусках Дома.

 

К концу 2004 года в структуре СКДНТ следующие отделы: народного творчества и национальных культур; организации и методики клубной работы; организации досуговой деятельности; информационно-библиографический отдел; хозяйственный отдел; отдел организационно-кадровой службы; финансово-экономический отдел; выставочный зал «Народная галерея»; концертный зал.

 

Директор — Уварова Августа Константиновна, заслуженный работник культуры РФ. Сотрудники Дома народного творчества квалифицированные специалисты по всем жанрам народного творчества и направлениям культурно-досуговой деятельности. В штате в 2004 году состояло 65 человек.

 

Продолжена работа над формированием системы компьютерных баз данных «Народное творчество» по основным жанрам самодеятельного художественного творчества. В настоящее время в базах имеется 2300 карт с полными сведениями о творческих коллективах края, в том числе: 923 вокально-хоровых, 214 – инструментальных, 296 – театральных, 520 – хореографических, 338 – любительских объединений.

 

Дом располагает репертуарно-методической библиотекой, в которой более 15000 единиц хранения.

 

На базе СКДНТ работает народный ансамбль традиционного распева и наигрыша «Вся Русь», художественный руководитель Владимир Кузнецов. Количественный состав ансамбля – 15 человек. Основу репертуара коллектива составляют исторические, духовные, казачьи (донские, тверские, некрасовские) песни. В 2004 году ансамбль стал лауреатом Всероссийского конкурса фольклорных ансамблей «Традиции» (г. Новгород), лауреатом конкурса современной народной песни «Большая медведица» (г. Ярославль).

 

СКДНТ — активный участник всероссийских художественных акций. Кроме того, он организует немало значительных фестивалей, смотров, конкурсов, выставок. Многие из них стали визитной карточкой Ставрополья: краевой фольклорный фестиваль (проводится с 1972 года); марш-парад духовых оркестров (с 1975 года; в 2004 году проведен XVIII); «Солдатский конверт» — конкурс военно-патриотической песни (с 1990 года; в 2004 году проведен как межрегиональный с участием Карачаево-Черкесской Республики и Ростовской области). В рамках реализации проекта «Молодежь России – шаг в XXI век» организован Первый краевой смотр-конкурс дискотек, «Дискотека  XXI века» и др.

 

Остается поставленной забота о повышении квалификации кадров художественных руководителей, работников культуры.

 

Характерной особенностью 2004 года стало тесное сотрудничество с учреждениями культуры Южного Федерального округа и как следствие этого, появились новые подходы в проведении мероприятий по повышению квалификации специалистов. Проведен региональный семинар по теме «Модернизация деятельности муниципальных учреждений культуры в контексте реформы местного самоуправления» с участием зав. отделами культуры, директоров СДК и РДК Ставропольского, Краснодарского краев, Ростовской области. Совместно с Краснодарским научно-методическим центром прошел семинар для методистов организационно-методических служб по теме «Стратегия, ресурсы и технология развития методических служб».

 

В рамках организуемых СКДНТ фестивалей, конкурсов, смотров, которые дают уникальный конкретный материал, осуществляется значительная часть работы по повышению квалификации. Она проводится с участием ведущих мастеров культуры и искусства. Практически ни одна творческая акция не проходила без параллельной творческой лаборатории и мастер — классов, которые посещают как руководители коллективов-участников, так и специально приглашенные для этой цели специалисты. Такая форма работы набирает силу и становится востребованной. СКДНТ  как учреждение региональной значимости, осуществляет следующие функции:

 

— методическое и организационное обеспечение деятельности сети клубных учреждений края;

 

— сохранение нематериального культурного наследия;

 

— развитие и пропаганда народного художественного творчества и любительского искусства;

 

— межрегиональное культурное сотрудничество, мониторинг деятельности КДУ, аналитическое обобщение  любительского творчества, досуговые и социальные процессы.

 

Примечания: 

  1. 60 лет Ставропольскому краевому Дому народного творчества: Исторический обзор/Автор-составитель В.Н.Старжевская, редактор А.Г.Сонникова, отв. за
  2. Справочные и отчетные материалы Ставропольского КДНТ
  3. Справочные и архивные материалы из фондов ГРДНТ

* До 1941 года Ставропольский край назывался Орджоникидзевским