9-10 июня в Ставропольском краевом Доме народного творчества состоялась региональная творческая лаборатория «Методика работы с современным народно-певческим коллективом» для руководителей любительских казачьих коллективов Ставропольского края, с участием  Дмитрия Викторовича Морозова, руководителя Центра русского фольклора ФГБУК «Государственный Российский Дом народного творчества имени В.Д. Поленова», художественного руководителя народного хора Российской академии музыки имени Гнесиных.

В работе лаборатории приняло участие более 50 человек из муниципальных  районов и городских округов края. В течение первого дня обсуждались следующие вопросы: Фольклор в контексте современной культуры, особенности формирования и функционирования региональных традиций. Особый интерес слушателей вызвал, современный научный подход к классификации мелодико-фактурных типов в песенных традициях российского казачества. Большое внимание было уделено и  проблемам сохранения микроформы  в региональном аспекте,  а так же, различным   стилевым особенностям, вопросам выбора наиболее продуктивной   методики работы с песенным материалом. Достаточно много времени было посвященно разбору бинарности оппозиций в музыкальном мышлении: коллективном/авторском, ансамблевом/хоровом, композиторском/народном, различным механизмам передачи их в процессе исполнения, а так же современным формам  репрезентации фольклора на сцене. Были подробно рассмотрены возможности и формы использования различного  фольклорного материала  в современных условиях в работе с разными возрастными группами.

Особое внимание было обращено на работу с молодёжью. Ведь традиционная народная культура во всех своих проявлениях несёт в себе мощное объединяющее начало. Именно оно является наиболее привлекательным для молодёжи, впервые погружающейся в ту среду, которую мы называем фольклорным движением. Совместное пение, танец, игра на музыкальных инструментах, овладение народными художественными ремёслами – все формы приобщения к традициям помогают юному человеку почувствовать себя защищённым, дают ему мощную поддержку, которая помогает преодолеть все сложности и испытания современной жизни. Так же Дмитрий Викторович в качестве иллюстрации к теоретическому материалу  продемонстрировал на видеозаписи несколько своих проектов со студентами хора Российской академии музыки имени Гнесиных, что творчески обогатило и мотивировало аудиторию.

На практических занятиях под руководством Дмитрия Викторовича Морозова участники лаборатории практиковались по его авторской методике распевания хорового  коллектива.

Второй  день был посвящен вопросам, которые волнуют каждого руководителя    музыкального  коллектива: это наддиалектная и диалектная манеры народного пения, методика стилевого распевания, создание концертного номера, методика распевания песни «на голоса», принципы создания аранжировок и стилевых обработок народных песен. Ведь сейчас  многие коллективы работают на стыке аутентичного фольклора и его сценической интерпретации. Как не перейти грань, когда традиция становится «клюквенно-малинового» цвета, и то, что веками оберегалось, превращается в пародию? Необходимо руководствоваться знаниями и пониманием того, что является подлинной народной культурой, а что – фейком, её подделкой. Сценическая деятельность основана преимущественно на авторском художественном творчестве; это искусство, которое оценивается публикой, прежде всего, с эстетических позиций. Важно, чтобы авторское «я» создателей сценических программ было художественно убедительным и при этом не вступало в непримиримое противоречие с глубинными смыслами народной культуры.

В завершении лаборатории руководитель Центра русского фольклора и художественный руководитель народного хора РАМ имени Гнесиных Д.В. Морозов подчеркнул важность и актуальность проведения подобных  проектов.