Работники культуры края в этом году активно внедряют в жизнь масштабный региональный проект «Культура», представленный несколькими направлениями — «Культурная среда», «Творческие люди», «Цифровая культура».

В этот процесс как нельзя органично вписывается начатая работа над совместным пилотным проектом Министерства культуры Российской Федерации и Министерства просвещения Российской Федерации — культурным нормативом школьника. О нем шла речь на расширенном заседании коллегии министерства культуры Ставропольского края, которое провела министр культуры СК Татьяна Лихачёва. К участию в дискуссии были привлечены руководители учебных заведений дополнительного образования.

Как подчеркнула Т. Лихачёва, участие в пилотном проекте, инициированное и поддержанное правительством Ставропольского края, налагает на отрасль культуры края особую ответственность. От успешности его реализации зависит дальнейшее продвижение культурного норматива школьника на территории всей страны.

Предварительно главам всех районов и городов края, всем руководителям отрасли культуры на местах министерством были направлены методические рекомендации, разъясняющие суть проекта. Ставропольский край включен в работу над пилотным проектом не случайно, так как, заметила министр культуры СК, у нас есть хорошая практика работы с детьми в рамках школьного абонемента, музейной педагогики, разнообразия проводимых мероприятий, творческих форумов в части реализации государственной программы Ставропольского края «Сохранение и развитие культуры».

Вовлечь, а не оттолкнуть

Не случайно в своем докладе по этой теме первый заместитель министра культуры СК Галина Павлова отметила, что внедрение культурного норматива школьника позволит достичь одного из основных целевых показателей национального проекта «Культура» – повышения числа посещений организаций культуры к 2024 году на 15%.

Культурный норматив школьника призван привлечь внимание учащихся к культуре России, предоставить школьникам дополнительные возможности для знакомства с художественными шедеврами, произведениями литературы, кино, музыки, театральными постановками, изучения народных традиций, архитектуры в рамках дополнительных внеурочных занятий.

При этом важно то, что участие в освоении культурного норматива школьников носит добровольный характер! Задача деятелей культуры – вовлечь ребят в культурную жизнь, но не оттолкнуть их формальной обязаловкой.

Органы управления культуры осуществляют реализацию проекта в тесной взаимосвязи с органами управления образования на всех уровнях. По совместному плану мероприятий государственные и муниципальные учреждения культуры предоставляют детям возможности для посещения определенного количества в год выставок, спектаклей, кинофильмов, мероприятий, музыкальных концертов, экскурсий.

Само понятие «норматив» подразумевает рекомендованное для различных возрастных групп количество таких посещений, как и круг произведений искусства, литературы, которые желательно усвоить за учебный период. Культурный норматив предполагает семь направлений искусства, каждое из которых имеет свой набор рекомендуемых произведений, и три возрастные группы: учащиеся 1-4-х, 5-8-х и 9-11-х классов. На реализацию проекта отведен период с сентября по апрель. Старт дан 2 сентября, в нашем крае он ознаменовался культурным квестом.

В освоение культурного норматива вовлечены все 1372 учреждения, составляющие сеть сферы культуры края, причем каждое предлагает свои мероприятия. Общий региональный перечень работ состоит из трех блоков – «Культпоход», «Культурный клуб» и «Цифровая культура».

«Культпоход»

Первый блок – «Культпоход» – предполагает «живое» посещение школьниками учреждений культуры (группами с педагогом). Кстати, практика такая наработана давно. Основным днем этого направления определена «Культурная суббота», а главным координатором выступает ГБУ ДПО СК «Центр профессиональной переподготовки и повышения квалификации работников культуры», который взаимодействует с ключевыми государственными учреждениями.

По каждому направлению есть свои координаторы, например, в музыке это краевая филармония, профильные колледжи, музей «Дача Шаляпина», большая роль отводится детским школам искусств; в литературе – краевая детская библиотека им. А. Екимцева, Литературный центр, Музей-заповедник М.Ю. Лермонтова, муниципальные библиотеки.

Освоением детьми народной культуры занимается Дом народного творчества совместно с государственным казачьим ансамблем песни и танца «Ставрополье», колледжем дизайна, краеведческими музеями и муниципальными домами культуры.

В министерстве культуры СК продумали и то, как построить исполнение каждого направления интегрированно. Например, при посещении литературно-музыкального музея «Дача Шаляпина» и Музея-заповедника М.Ю. Лермонтова школьники смогут одновременно получить знания и по музыке, и по литературе, и по архитектуре. Большим ресурсом располагает интерактивный музейно-выставочный комплекс «Моя страна. Моя история», где также широкое поле для интегрированного восприятия.

Свое особое культурное пространство и у детских школ искусств, в которых обучаются более 29 тыс. человек. Здесь наряду с освоением детьми музыки, живописи можно предложить и другие направления, интегрируя их в учебный процесс.

Дневник духовного роста

Впечатления от посещения учреждений культуры найдут отражение в специально созданном бумажном или электронном дневнике, здесь ставропольские разработчики опирались на положительный опыт других участников пилотного проекта – коллег из Пензенской и Тульской областей, Республики Татарстан. В Ставропольском крае учащиеся 1-4-х классов будут использовать бумажный формат дневника в произвольной форме. Учащиеся остальных классов формируют свой электронный дневник в форме презентаций.

В реализации норматива, конечно, задействована и сложившаяся в системе министерства образования края практика организации экскурсионных поездок, пеших экскурсий как в период школьного цикла, так и в каникулярное время. Для детей из отдаленных районов наряду с участием в мероприятиях муниципальных учреждений предусмотрены поездки в ведущие государственные учреждения культуры в Ставрополе и на КМВ. А приезжая в город, сельские ребята смогут сначала сходить в музей, потом в театр и на экскурсию.

Креативное погружение

Блок «Культурный клуб» обеспечивает «креативное погружение» ребенка в сферу духовных знаний через мероприятия разных форм и видов: встречи, беседы, интервью с известными людьми, деятелями культуры, квесты, игры, викторины по произведениям искусства, вечера (литературные, музыкальные, культурные и т. п.), флеш-мобы, путешествия, спектакли, кинопоказы, лекции-семинары и т. д.

В данном блоке министерство культуры СК намерено активно привлекать к сотрудничеству творческие союзы, и это вполне укладывается в условия регионального проекта «Творческие люди». Для организации творческих встреч, мастер-классов с писателями, художниками, музыкантами, артистами, режиссерами, выставок, пленэров, музыкальных занятий минкультом края сформирован список из числа известных деятелей культуры и искусства, которые будут активно в нем задействованы.

Приоритет отдается темам, направленным на укрепление духовно-нравственных и культурных ценностей народов Ставрополья. Например, сюда можно отнести мероприятия по популяризации русского языка и литературы, народных художественных промыслов и ремесел.

Современное культурное просвещение невозможно представить без электронных ресурсов. Все школы края и 36 библиотек имеют доступ к Национальной электронной библиотеке. Совсем скоро на базе краевой филармонии заработает виртуальный концертный зал. На сайтах ряда музеев уже работают 10 виртуальных музейных гидов, которыми могут воспользоваться школьники.

Под руководством министерств культуры и образования СК подготовлена сводная «Культурная афиша» как ориентир для координаторов на местах. Конечно, заметила Г. Павлова, по мере реализации она наверняка будет корректироваться в течение учебного года.

Ресурсы пилотного проекта

Важное условие успеха освоения культурного норматива – мотивация как самих школьников, так и работников культуры и образования. На нее должна сработать действующая система поощрений, грамот, дипломов. Например, активность детей в освоении культурного норматива будет учитываться при конкурсе на назначение стипендий губернатора края, при формировании делегаций во всероссийские лагеря отдыха, поездки в рамках федерального проекта по развитию детского культурно-познавательного туризма.

При всей внешней строгости термина «культурный норматив школьника» ничего экстраординарного в нем искать не стоит, считает Татьяна Лихачёва, ибо он включает в себя все основные задачи отрасли. И все деятели культуры – мощный профессиональный ресурс пилотного проекта. Свою основную задачу министерство видит в том, чтобы четко определить возможности каждого учреждения культуры в его конкретном участии.

Разумеется, с учетом особенностей детской аудитории. И столь же четко и постоянно координировать работу двух ведомств – культуры и образования, задействованных на одной экспериментальной площадке. И взаимопонимание уже есть, заметила в своем выступлении начальник отдела воспитательной работы и дополнительного образования детей министерства образования Ставропольского края Ольга Пикалова.

Она только предостерегла коллег от никому не нужного формального подхода к доброму делу культурного просвещения, процитировав слова из песни известного современного барда: «Я с ремнем в руках к искусству приобщиться их заставлю…». Идеи культурного норматива школьника идеально соответствуют основной цели нацпроекта «Образование» – воспитание гармонично развитой личности ребенка.

На это минобразования СК намерено нацеливать директоров школ края, педагогов, родительскую общественность. Как добавила Татьяна Лихачёва, вряд ли найдется родитель, который будет против того, чтобы его чадо освоило предлагаемый культурный норматив.

Наталья БЫКОВА

(«Ставропольская правда». № 99. 2019)

Поделиться в соцсетях