Наименование ОНН

Баба И Змей

Язык наименования

rus

Сведения, относящиеся к наименованию

сказка

Современное место бытования ОНН

Пос. Новокумский Левокумского муниципального района Ставропольского края

 

Собиратель объекта нематериального культурного наследия:  

Л. А. Якоби

Ф.И.О. носителя традиции (информанта, исполнителя, руководителя коллектива): Аксинья Тимофеевна Пушечкина (участница ансамбля «Некрасовские казаки», сказительница)

 

Описание

В старое время, при царе Ерохе, жил казак Василий. У него была злая-презлая жана Ев­докия. В то время такие жены щасто встрещались. Ну, живёт казак с презлющей жаной, мущается. Выпить ему нельзя, слово сказать нельзя, жана всё делает наперекор. А напьётся, заснёт, так Евдокия надаёт ему таких маклашек по рёбрам, што он, когда опро­кинется, ни вздохнуть, ни охнуть ня может. Люди потом Василию объяснили, што к щаму. Поехал раз он в лес за дровами. При­ехал, ходил, ходил по лесу да увидал глу­бокий колодец. Нарубил дров, привёз домонь. Влез в хату. Жена спрашивает:

  • Дров привёз?
  • Привёз.
  • Поди, одних гнилых набрал?
  • Нет, хороших.
  • Знаю, какие хорошие! Пещку-то я топлю.

Видит Василий такое дело да гутарит:

  • Жана!
  • Щаво табе?
  • Я в лесу был. Знаешь, где три тополины растут?
  • Знаю!

Завтра пойду в лес. Ягоды там сильные-сильные, набяру много, толькя ты не ходи со мной.

  • Нет, пойду!
  • Не ходи! Я один буду собирать. — Сказал так-то Василий да спать лёг.

Всю нощь Евдокия глаз не смыкала. Наутро, только посярело небо, собралась она в лес идти. Казак видит всё, жане нищаво не гутарит. Ну, пошла Евдокия. При­шла в то место, где растут три тополины, стала соби­рать ягоды. Собирала, собирала да упала в колодец. А в том колодце сидели три беса. Три года они сидели в колодце, а выбраться не могли. Сил не хватало вы­прыгнуть. Колодец-то больно глубоким был. Как упала Евдокия до бесох, так нащала им хвосты крутить. День крутит, другой, третий. Видят бесы, што без хвостов могут остаться, а поделать нищаво ня могут. Ку­да деваться, тожа ня знают. Терпят, а жить дальше нель­зя: больше трех минут не проживут. Ну, и выскощили они из колодца пулей, а баба там осталась. Идут, быва­ло, после того бесы лесом, так за тридцать километрох окруживают, штоб духа Евдокии не щуять. Вскоре после того, как толькя бесы убегли из ко­лодца, до злой бабы змей попал. Ползал, ползал змей по лесу да нашел колодец. Ду­мает он: «Заползу в колодец, стану тихо-мирно в нём жить». Спустился на дно, глянул, а там—женщина. Он обратно хотел, а она его за хвост поймала да не пускает. Змей и так и сяк, а освободиться ня может. Смирился он. Целый год прожил. Извёлся весь, а поделать нищаво ня может. Пошевелится, а Евдокия его за хвост дёргает. Так бы душу и отдал змей, да слущай выручил его из бяды. Василий как остался один, так зажил хорошо. Толь­кя таперища он понимать стал, што лущше железо в котлу варить, щем злую жану ущить. Железо ржой возьмётся, время придёт — переварится, а злую жану не перяде­лаешь. «Злые жены щерез одну бывают», — стал он гутарить казакам.

Жил-жил он, да жалко ему стало жаны. Вот раз он думает: «Надо понести жане продуктох». Надумал, на­ложил продуктох в вядро, привязал веревку и пошёл. Приходит до колодца, опустил вядро. Веревку не бро­сает. Стал тянуть веревку обратно, а на ней груз боль­шой. Дотянул до верха, а из вядра змей голову поднял. Василий хотел бросить веревку с ведром да со змеем. Тут змей молить Василия стал:

  • Казак, не бросай меня до злой бабы. Я табе бо­гатым сделаю. Век служить буду, толькя спаси меня от смерти.
  • А как ты меня богатым сделаешь?
  • Да так и сделаю. Иди в станицу, а я следом по­ползу туда. Приползу до церкви, лягу на паперти храма, никого не пущу в церкву, покуда ты не придешь. Поп тебе имущество свое за такое дело отдаст.

Василий вытащил змея. День был субботний. Народу собралось около церкви много, шумят. Поп тожа крищит. Стоят все в ограде, а в церкву не идут: змей не пускает.

Поп гутарит:

  • Казаки, кто ощистит божий храм от змея?

Охотникох не нашлось. Тогда поп обещание дал:

  • Кто змея прогонит, всё хозяйство своё отдам.

Охотникох нет. Видит Василий, што время действо­вать пришло, гутарит:

  • Я прогоню.
  • Иди, казак, я табе благословляю. Прогонишь — всё моё хозяйство возьмёшь.

Подошёл Василий до змея, а он стал уползать с па­перти. Ползёт, а сам предупреждает:

  • Смотри, казак, больше не приходи до меня, а то я табе задавлю.

Пошла слава о Василии по всем станицам: «Казак змей заговаривает!» Зажил казак припевающи: жаны нет, денег много. Так ба и жить ему. Толькя один раз при­бегает до него поп из другой станицы:

  • Послужи. Василий, богу! Змей паперть занял, в церкву никого не пускает.

А Василий думает: «Бог — богом, про то никто ня знает, а церква попу надобна. Все они, священники, се­ребряники да торбохваты. Не пойду!» Он отвещает:

  • Не могу, батюшка! Силы не имею.
  • Как не имеешь?! Ты всё имеешь! Выгнал змея из своей станицы, выгони из нашей. Всем миром благода­рить будем. Не откажи, не дай лютому змею храма на поругание.

Не хотел идти казак, да поп от него не отступает. Ну, всё жа пошёл Василий. Приходит, а змей шипит:

  • Я тебя предупреждал. Защем пришёл?
  • Поп просит. Я не по своей воле.
  • Ну, гляди, это в последний раз!

Оставил змей паперть. Народ на Василия стал кре­ститься. Щудо на глазах мира совершил! После такого щуда слава о храбром казаке до царя дошла.

Прошло сколькя-то время, змей дополз до царя, об­вился вокруг шеи царской дощери. Ероха туда, Ероха сю­да, а нищаво поделать со змеем ня может. Призвал он разных колдунох, а колдуны што могут сделать?! Змей колдунам не подвластен. Тогда Ероха шлет послох до казака Василия с приказом: «Не пойдет Василий — каз­нить его на месте!»

Прибегли послы до казака:

  • Царь тебя требует. Змей обвился вокруг шеи его дощери. Прогнать змея толькя ты можешь. Иди без промедления!

Василий отвечает:

  • Я силы не имею.
  • Тогда мы тебя казни предадим.

Думал-думал казак, а дяваться некуда: и тут смерть, и там смерть. Надумал да пошёл. Приходит он до царя. Ероха ведёт его до своей до­щери. Увидал змей Василия, шипеть стал:

  • Я тебя удавлю, ты нарушил приказ мой.

Казак отвещает:

  • Да на што мне царская дощь сдалась, я табе упредить пришёл.

Змей шею вытянул, прислухиваться стал. А Василий гутарит:

  • Баба-то из колодца вылязла, до царя идёт, табе ищет.

Змей, как услыхал про бабу, бросил царскую дощь да уполз в лес. Приполз — и в колодец бултых да пря­мо в руки Евдокии попал. Василий в свою станицу не возвернулся, ушёл в дру­гое государство. Купил он себе хату, стал себе жить-поживать, добра наживать. Я до него в гости заходил, мёд-пиво пил, он мне эту сказку гутарил.

Сведения об особенностях ОНН

В настоящее время выходит из активной традиции, сохраняясь в памяти старшего поколения. В целом, бытование находится на грани исчезновения, утрате традиции способствует отсутствие передачи от исполнителя к слушателю

Сведения об особенностях распространения и использования ОНН

устная

Ссылки на библиографическое описание ОНН

Якоби Л. А.  Сказки казаков-некрасовцев. Ставрополь 2013 г