Наименование ОНН

Богатый И Бедный

Язык наименования

rus

Сведения, относящиеся к наименованию

сказка

Современное место бытования ОНН

Пос. Новокумский Левокумского муниципального района Ставропольского края

 

Собиратель объекта нематериального культурного наследия:  

Л. А. Якоби

Ф.И.О. носителя традиции (информанта, исполнителя, руководителя коллектива): Аксинья Тимофеевна Пушечкина (участница ансамбля «Некрасовские казаки», сказительница)

 

Описание

С неправдой по свету пройдёшь, да назад не вернёшься, — гутарят старые люди. В старое время жили в одной станице два щеловека. Доводились они друг другу ку­мовьями. Один из них был бедным, звали его Иваном. Семья у него большая, детей мно­го — один меньше другого. Другой жил бо­гато, звали его Василием. Семья у Василия малая. Вот эти два человека покумились, слово дали: «Не оставлять в беде друг друга». Раз не хватило у бедного хлеба, а до нового урожая ещё далеко. Приходит он до богатого кума и просит:

  • Кум, я до тебя пришёл.
  • Вижу. А што тебе надобно?
  • Дай мне хлеба взаймы, а то кормить семью нещем.
  • Возьми, — сказал Василий.

Насыпал богатый бедному целый щувал1 муки, прово­дил домонь.

Принёс Иван домонь муку. Живут няделю, хлеб поели. Взял Иван чувал и пошёл до кума. Пришёл до богатого, здоровкается:

  • Здорово живёте!
  • Здравствуй, кум.
  • Я до тебя за хлебом пришел, — гутарит Иван.
  • Ну, что ж, насыплю тебе меру муки.

Взял бедный Иван муку и пошёл домонь. Прошла неделя, а есть обратно нещаво. Иван думает: «Пойти до кума за хлебом совестно, а других людей нет. Што буду делать?» Жана, ребятишки просят есть. Подумал, подумал он да в третий раз пошел за хлебом до богатого кума. При­шел, поздоровкался с кумом Василием, гутарит ему:

  • А я кум, до тебя.
  • Вижу, — отвечает богатый.
  • Помоги мне, кум. Хлеба дома нет.
  • Ну, што ж, бог троицу любит. Возьми хлебину.

Взял Иван хлебину, пошёл домонь. Пришёл, повеще­ряли — на том и хлеб конщился. После того день семья бедного голодала, другой, третий, а на щетвёртый — де­ти плащут, жена ругается, ну, собрался Иван пойти до богатого кума.

Приходит, здоровкается да просит:

  • Кум, дай хлеба, ребятишки у меня голодные.

Богатый отвещает:

  • Можно дать. Толькя на этот раз мы такой уговор сделаем. Я тебе дам две хлебины, а ты мне глаза свои.

Подумал, подумал бедный да сказал:

  • Делать нещаво, коли, кум, глаза, давай две хле­бины.

Богатый выколол бедному глаза, дал ему две хле­бины, палку. Пошел Иван домонь с хлебом и без глаз. Шёл, шёл да не пощуял, как в лес пришёл. Устал Иван, присел отдохнуть под орешину. Долго ли, коротко ли он сидел под орешиной, толькя слышит, как прилятели птицы, сели на орешину. Сидят птисы *. Вот одна птаха гутарит:

  • От этой орешины идёт тропинка, а в конце её ля­жит камень. Если тот камень поднять, под ним роднищок бьет; коль слепой щеловек той водой умоется, у него гла­за прозреют.

Другая птаха сказала:

  • А я знаю, что в тридесятом царстве у царя есть дощь больная, а вылещить её никто не может.

Тогда стала гутарить третья птаха:

  • В том царстве, где живёт царь с больной дощерью, есть купец, живёт он в одном городе с царем, торгует сукнами. У него на правой руке, на мизинце, кольцо, если то кольцо надеть на указательный палец царской дощери, она поправится.

Нагутарились птицы, поднялись да полятели. Иван слепой думает: «Дай проверю, правду ли гутарили пти­цы, али так толькя меня, слепого, смущали?» Встал Иван да пошёл по тропке. Дошел до камня, отодвинул его, набрал из родничка в пригоршни воды,  помыл глаза. Помыл и прозрел.

Пришёл домонь, отдал две хлебины жане, а потом сказал ей:

  • Жана, иду искать работу.

Пошел он в тридесятое царство. Нашел того купца. Купец принял Ивана в работники, спра­шивает:

  • А сколькя запросишь денег за свою работу?

Иван отвещает:

  • Дай мне кольцо с твоего мизинца, вот и вся плата.

Купец подумал, подумал да согласился.

Проработал Иван на купца год. Купцу показалось, мало работал работник за кольцо, он гутарит:

  • Работай еще один год, тогда дам тебе кольцо.

Иван нищаво не сказал супротив, согласился. Прора­ботал он другой год. Пришло время расщёт делать ра­ботнику, а купцу жалко отдавать кольцо. Думает он себе: «Не отработал Иван за кольцо, пускай еще год по­работает!» Вот купец гутарит:

  • Иван, хощешь полущить кольцо, так отработай и третий год. Отработаешь, тогда уж я расплащусь с тобой.

Бедный не перещит купцу. Согласился. Прошёл третий год. Иван приходит до купца. Делать нещаво, снял купец кольцо, дал Ивану. Взял кольцо бедный щеловек, пошёл до царя. При­шёл, просит стражу:

  • Пуститя меня до царя.

Стража не пускает:

  • Иди отсюда! Много вас тут ходит!

Когда стража прогоняла Ивана, в это время царь проходил. Увидал он бедного да спрашивает:

  • А защем тебе царь?
  • Я пришёл лящить его дощь.
  • Коли лящить пришёл, проходи. Излещишь — награ­ду дам, а не излещишь — голову тебе сниму.

Допустили Ивана до царской дощери. Приходит он, а царская дощь гниёт заживо. Не щеловек она, а смерт­ный грех, подойти до неё страшно. Царь-то не пошел до неё с Иваном. Ну, бедный щеловек подошёл до больной, надел ей на указательный палец кольцо. В палате дух тяжелый пропал, а больная встала с постели. Прошло там сколькя-то время, царская дощь совсем стала здо­ровой, как бы и не болела. Увидал царь свою дощь в полном здравии, призвал бедного Ивана, дал ему денег. Пришёл бедный Иван домонь богатым. Приходит домонь: дети его оборван­ные, голодные; жана больная, ляжит при смерти. Наку­пил Иван хлеба, одел детей; жана стала поправляться. Узнал богатый кум Василий, что Иван живет хорошо, пошел до него. Приходит, здоровкается:

  • Здравствуй, кум!
  • Здравствуй, Василий! Садись, гостем будешь.

Угостил щесть-щестью Иван своего кума, а богатый-то спрашивает;

  • Как жа ты, кум Иван, зрящим стал?! Ты же сле­пым от меня ушел да бедным, а таперища у тебя глаза есть, богатый ты. Скажи мне, кум, отщего ба это?

Бедный нищаво не утаил, всю судьбу свою рассказал. Богатый стал просить;

  • Кум!
  • Щаво тебе, Василий?
  • Выколи мне глаза, дай палку, хлебину, я пойду до той орешины.

Иван отвещает богатому:

  • Нет, кум, такого дела совершить не могу. Греха на душу брать ня стану. Пойди до другого, может, най­дется такой щеловек.

Ушел богатый, а потом пошёл до соседа. Приходит и просит:

  • Сосед!
  • Щаво тебе, Василий?
  • Выколи мне глаза, дай одну хлебину да палку, я пойду в лес.

Сосед думает: «Сам просит, дай выколю ему глаза! Может, после такого дела щеловеком станет?» Подумал, подумал, да и выколол богатому глаза, дал ему хлеби­ну, палку. Идет Василий в лес. Пришел. Сел под ту орешину, сидит. Прилятели птицы, сели на орешину. Одна птаха гутарит:

  • Под орешиной сидит богатый, он выколол глаза бедному щеловеку за две хлебины.

Другие птахи отвещают:

  • Помним того щеловека!

Первая птаха спрашивает:

  • Што будем делать с богатым?
  • Давайтя его заклюем, — отвещают птицы.

Зашумели птицы, налетели на богатого, расклевали ему голову. Так и помер богатый. С неправдой пошёл он по свету и домонь живым не возвернулся. А Иван бедный стал хорошо жить. И я у него в дому была, хлебом-солью меня угощали, да и в другой раз в гости хозяин с хозяйкой меня приглашали.

Сведения об особенностях ОНН

В настоящее время выходит из активной традиции, сохраняясь в памяти старшего поколения. В целом, бытование находится на грани исчезновения, утрате традиции способствует отсутствие передачи от исполнителя к слушателю

Сведения об особенностях распространения и использования ОНН

устная

Ссылки на библиографическое описание ОНН

Якоби Л. А.  Сказки казаков-некрасовцев. Ставрополь 2013 г