Наименование ОНН

Дети Старика И Рыжутка

Язык наименования

rus

Сведения, относящиеся к наименованию

сказка

Современное место бытования ОНН

Пос. Новокумский Левокумского муниципального района Ставропольского края

 

Собиратель объекта нематериального культурного наследия:  

Л. А. Якоби

Ф.И.О. носителя традиции (информанта, исполнителя, руководителя коллектива): Аксинья Тимофеевна Пушечкина (участница ансамбля «Некрасовские казаки», сказительница)

 

Описание

Жил-был один старик. Умерла у него жена, а от нее остались сын и дощь. Время шло, сын и дощь у старика росли. Задумал старик дру­гой раз жениться. Женился на другой жен­щине. Пришла она в дом и не полюбила ста­риковых детей. Стала разное про них мужу наговаривать.

Шло так время, шло. Вот раз злая женщина говорит мужу:

  • Сын твой обидел меня, а дощь твоя сказала, что я сука.

А дети того не говорили, да и не думали. Услыхал старик, што его дети обижают мачеху, разоби­делся на них. Злая жена видит такое дело, стала больше прежнего наговаривать, а потом раз просит:

  • Убей сына с дощкой. Не убьешь— жить с тобой ня стану.

Старик думает, как быть. Думал, думал да послушал жену. Вещером, когда дети пошли спать, он говорит жене;

  • Так и сделаем, убьем их.

Злая мащеха зарадовалась. А сын и дощь старика все слыхали. Встали они наутро, пошли до коровы. А у них была корова, звали ее Рыжутка. Приходят дети на баз, плащут. А в это время корова заговорила щеловещеским голосом:

  • Щаво, Ванюшка, и ты, Танюшка, плащете?

А стариковых детей так звали. Они как услыхали, что корова Рыжутка говорит, отвещают ей:

  • Как жа ня плакать?! Отец с мащехой убить нас за­думали.
  • Ня плащьтя, — отвещает Рыжутка. — Попроситя до­зволения у отца на мне покататься перед смертью.

Наутро отец повел своих детей до атамана. Привел и гутарит:

  • Атаман, мой сын Ваня и дощь Таня обидели меня как родителя.

Атаман приказал наказать детей за такое дело смертью. Миру собралось много. Стали Ваню с Таней к смерти готовить, а они просят:

  • Разреши нам, атаман-батюшка, перед смертью на нашей Рыжутке покататься.

Атаман разрешил. Привели корову Рыжутку. Ваня, Таня сели на нее и говорят:

  • Прощайтя, отец-мать!

Сказали эти слова, Рыжутка поднялась и полетела щерез головы людей. Мир от такого щуда на колени пал. Летела, летела Рыжутка, а перед большим лесом встала на землю да пошла. Пришла Рыжутка в лес. За лесом поляна. Цветов на поляне много! Запах кругом хороший!.. А на той поляне стоял город. Город стеной обнесен. В стене были ворота. Подошла Рыжутка до ворот, ткнулась рогами. Во­рота сами открылись. Она и привела Ваню с Таней в город.

Глянули стариковы дети, обомлели: дома стоят боль­шие, красивые, кругом сады. В садах разные фрукты: инжир, виноград, гранаты, яблоки, сливы. Да такие слад­кие! Везде на домах золото, серебро. Стоят дети да дивуются. Рыжутка им говорит:

  • В этом городе всего много, а лихих да потерянных людей в город не пускают. Тут все живут такие, как вы, обиженные. Глядят Ваня с Таней, а кругом народу разного мно­го, одеты нарядно, богато. Все здоровкаются с ними. По­дошел один старик до брата и сестры, он атаманом в го­роде был. Ваня и Таня поклонились тому старому щело­веку в ноги, поздоровкались с ним. Старик атаман взял их за руки, повел в большой, красивый дом. Привел и говорит:

— Будете, дети, тут жить. Што захотитя, то сейщас же все появится.

Остались в том доме жить брат с сестрой. Рыжутка тоже живет с ними, в этом городе. Так они зажили хоро­шо, дай бог всякому обиженному щеловеку так-то жить. Атаман их в школу послал ущиться. В том городе девощ­ки, мальщики вместе грамоте обучались. Старик-то, отец Вани и Тани, как только они улетели на Рыжутке, запещалился. Думал он да думал. Ну, наду­мал: «Наказала меня судьба за неправду, лихость к сво­им детям». Надумал так и решил тогда искать своих детей. Оста­вил он злую жену, пошел искать дощь с сыном. Три года ходил по разным местам — все искал сына с дощкой. Хо­дил, ходил да пришел до того города, где дети жили. По­дошел до ворот, стучит:

  • Пустите прохожего!

А ему отвещает стража:

  • Лихих да потерянных людей не принимаем до себя.

Услыхали голос отца Ваня с Таней, прибегли до стра­жи, просят:

  • Пустите, это отец наш!

Стража не пускает. Тогда Таня с Ваней стали просить мир1 города. А мир отвещает:

  • Пускай ваш отец накажет зло, сам покается перед людьми, тогда можно впустить вашего отца.

Услыхал такие рещи старик да пошел домонь. При­шел, привязал злую жану до хвоста коня и пустил. Конь растаскал злую женщину. Три года старик работал день и нощь. Как заработает, так всё бедным, сиротам, убо­гим, больным раздает. Прошло три года, он тогда и по­дался до своих детей в тот щудный город. Пришел до города, постущал в ворота. Стража впу­стила его. Старик стал жить с сыном и дощкой. Живут Ваня и Таня с отцом в том городе щастливо. Корова Рыжутка оставила детям орешек, а сама ушла из этого города. Как повернут Ваня с Таней орешек, так и видят все, что на свете творится, где Рыжутка ходит и што она делает. Рыжутка ходит по всему свету белому. Как найдет несщастных детей, так в тот город их доставляет. В том городе, где люди сщастливо живут, все Рыжуткой приве­зены. Она найдет семью, где детей обижают, туда и идет. Ну, какой бедный щеловек откажется от приблудной ско­тины?! Возьмет ее, а она потом детен-то увезет от злых людей. Я у Вани с Таней в гостях в том городе была. Угоща­ли они меня пивом, брагой, медом, фруктами разными. Я ела и пила, вместе с ними сыта была.

1 мир (собирательное) – народ, люди

Сведения об особенностях ОНН

В настоящее время выходит из активной традиции, сохраняясь в памяти старшего поколения. В целом, бытование находится на грани исчезновения, утрате традиции способствует отсутствие передачи от исполнителя к слушателю

Сведения об особенностях распространения и использования ОНН

устная

Ссылки на библиографическое описание ОНН

Якоби Л. А.  Сказки казаков-некрасовцев. Ставрополь 2013 г