Наименование ОНН

Как Люди Бриться Стали

Язык наименования

rus

Сведения, относящиеся к наименованию

сказка

Современное место бытования ОНН

Пос. Новокумский Левокумского муниципального района Ставропольского края

 

Собиратель объекта нематериального культурного наследия:  

Л. А. Якоби

Ф.И.О. носителя традиции (информанта, исполнителя, руководителя коллектива): Аксинья Тимофеевна Пушечкина (участница ансамбля «Некрасовские казаки», сказительница)

 

Описание

Жил один епископ. Ходил он до одной игумени. Та игуменя была красивая баба. Раз пришёл епископ, другой, третий и говорит ей:

  • Давай с тобой жить.

А сам думал обмануть её. Она ему от­вещает:

  • Как жа я с тобой буду жить, когда у табе борода козлиная?! Станешь целовать меня, а я что, бороду твою целовать долж­на? Побрей бороду, тогда будем с тобою жить.

Делать нещавго, надо бриться. Вот и побрил бороду сабе епископ. Побрил, приходит до ней, а она говорит:

  • Што ж ты соблазнился на мою красоту да бороду побрил? Иди и не приходи до меня, пока все мужики не станут брить бороды.

Сидит епископ в монастыре, никуда не ходит. Сидит, смотрит в окно кельи. Глядел, глядел да увидал: голуб­ка вывела пару голубятощек и лятает под окном. Епископ насыпал пшена на подоконник. Голубка с голубятощками сели на окно, поклевали. Потом он насыпал пшано на ла­донь. Голуби сели на ладонь и поклевали пшано. Так епископ приучил голубей. Потом стал он насы­пать пшано себе в уши. Насыплет, а голуби сядут на пле­щи ему да клюют пшано. Прошло время, борода у епископа отросла. Вот он пошел в церкву поговорить с православными христиана­ми. Приходит. Куда денешься? Мужиков надо уговари­вать бриться, не уговоришь — игуменея любить ня ста­нет. Пришел в церкву. Народу набралось много, вот епи­скоп стал говорить:

  • Православные христиане! Господь бог повелевает всем вам побриться, а вместе со всеми и мне.

Стоят христиане, слушают, а епископу не верят. Ста­ли они его спрашивать:

  • Как жа так — бриться?! Пускай господь табе о таком деле при нас скажет. Когда мы увидим, што гос­подь бог табе о таком деле говорит, дадим согласие бороды и усы брить.

Епископ открыл царские врата в алтарь, а до него от­туда вылетели те самые три голубя. Сели ему на плещо, стали клевать из ушей пшано. Клюют, а народ право­славный дивится.

Епископ говорит:

  • Вот, видите, христиане! Сам божий дух слетел до меня в лике голубином.
  • Видим, пастырь! Видим!
  • Они мне в уши шепчут: «Бриться православным надо!»

Поверили христиане ему, да все побрились. Побрился со всеми в другой раз и епископ. Приходит он после того до игумени. Приняла она его. Подолу женскому епископ поклонился, за то был ба­бой обласкан, как царь Соломен. От женщины и бритье нащалось: она не схотела, штоб мужчина с бородой ходил.

Сведения об особенностях ОНН

В настоящее время выходит из активной традиции, сохраняясь в памяти старшего поколения. В целом, бытование находится на грани исчезновения, утрате традиции способствует отсутствие передачи от исполнителя к слушателю

Сведения об особенностях распространения и использования ОНН

устная

Ссылки на библиографическое описание ОНН

Якоби Л. А.  Сказки казаков-некрасовцев. Ставрополь 2013 г