Наименование ОНН

Мальщик-С-Пальщик И Людоед

Язык наименования

rus

Сведения, относящиеся к наименованию

сказка

Современное место бытования ОНН

Пос. Новокумский Левокумского муниципального района Ставропольского края

 

Собиратель объекта нематериального культурного наследия:  

Л. А. Якоби

Ф.И.О. носителя традиции (информанта, исполнителя, руководителя коллектива): Аксинья Тимофеевна Пушечкина (участница ансамбля «Некрасовские казаки», сказительница)

 

Описание

Жил дед с бабкою. Жить-пожить, нашли они семь детей, один меньше другого. Самый меньший у них был мальщик-с-пальщик. Ста­рик рыбальством занимался, потом заболел. Стали дед с бабкою жить бедно, есть им бы­ло нещего. Вот раз они гутарят между собой:

  • Давай, дед, дитех в лес отведем да оставим их там. Кормить нам их нещем.
  • Давай, старуха. Может, судьба дитех наших кормить будет.

Собрались они вещером, взяли своих ди­тех, повели в лес, а детям сказали: «Ягоды идем собирать». А мальщик-с-пальщик слыхал, как отец-мать гутарили, штоб их всех семерых в лес отвести да там оставить. Набрал он полный карман камушкох и идет последним. Идут они, а мальщик-с-пальщик бросает камушки по дороге. Привели дед с бабкой своих дитех в тёмнай лес. Детки устали, легли на лужайке да уснули. Как заснули дети, дед с бабкой домонь ушли, а деток всех бросили в лесу. Рано утром опрокинулись1 дети, а отца-матери нет. Стали они плакать. Плащут все, а мальщик-с-пальщик уте­шает:

  • Не плащьте, я вас всех назад домонь приведу.

Встали все. Мальщик-с-пальщик наперед всех пошел. Идет он, глядит на камушки, а за ним братья идут да плащут. Дед и бабка, как оставили деток, пришли домонь, глядят, а у них всего много. Судьба им богатство посла­ла. Сидят они да плащут по детям. Плакали, плакали и гутарить стали:

  • Бросили мы, старуха, деток. Они, голодные, пла­щут, а нас нет.
  • Одни они, старик, в лесу, поди, бирюк на них на­пал. Съест наших детощек, што мы будем делать?!
  • Кому, старуха, теперь наше богатство достанется?! Пойду я, старуха, в лес, поищу детощек. Может, бог ми­лостив, не тронет наших детощек бирюк-то?
  • Пойди, старик, поищи. Ох, кабы детки наши были живы!..

Собрался старик, взял в руки бастуй2 да пошел. Толь­ко вышел во двор старик, а у дверей стоит маленький сын, мальщик-с-пальщик. Старик обрадовался, взял его за руку и в хату с ним до старухи. Увидали остальные, што отец их не гонит, а рад, — прибегли все до отца-матери. Еще пуще обрадовался старик, привел всех в хату. Старуха вскощила с места, бросилась до деток, плащет от радости, обнимает, сажает всех на большое место. Накормили дед с бабкой своих деток и положили спать. Прошел месяц, обратно есть нечего. Старик со стару­хой надумали дитех в лес отвести. Ну, гутарят они, а мальщик-с-пальщик подслухал. Набрал он полон карман крошек хлебных и думает: «Как пойдем в лес, я набро­саю крошек, а наутро приду с братьями домонь». А не подумал, глупой, што птицы склюют крошки-то. Взяли дед с бабкой своих детощек, пошли в лес. Заморились дети, дорога дальняя. Как пришли, так засну­ли все, а дед с бабкой ушли. Наутро опрокинулись детки, глядят, а отца с матерью нет. Они и давай плакать. Мальщик-с-пальщик утешает:

  • Не плащьте, я доведу вас домонь.

Ну, ведет братьех домонь, а следу не видит. Птицы склевали крошки. Вот так-то они шли, шли, искали, искали и к вещеру до одной хаты дошли, а в хате бабка сидит. Увидала она детощек и гутарит:

  • Ой, милые мои, куда же вы пришли?! Тут же вас людоед поест.

А мальщик-с-пальщик отвещает:

  • А мы не боимся.

Ну, бабка накормила, напоила, под кровать всех спать положила. Вечером пришел людоед и гутарит;

— Фу, фу, русским духом пахнет!

А бабка отвещает:

  • Нет никого. Ходил, ходил, да и нанюхался русско­го духа, теперь и в хате русский дух щудится.

Сел людоед за стол, поел, попил. Встал, подошел до кровати и шарит там рукой. Шарил, шарил да вытащил одного братца, а потом вытащил всех и гутарит:

  • Ой, какое хорошее мясо!

Положил он всех детощек стариковых со своими деть­ми. Своих на один край, шапощки на них надел, а ста­риковых на другой край. А мальщик-с-пальщик нощью снял шапощки с людоединых детей, надел на своих братьех, перекатил всех детей людоеда на свое место, а сам встал и братьям приказал идти за ним. Ушли они. Нощью опрокинулся людоед, пошарил рукой, пощу­пал головы, а они без шапощек, ну и поел своих детей. Глядит утром, а своих детей не видит и стариковых нет. Надел людоед семиверстные сапоги да побег искать по лесу детей старика. Искал, искал, так и не нашел. Прихилился1 до дерева и заснул. Спит людоед, а в это время мальщик-с-пальщик подо­шел с братьями. Снял он семиверстные сапоги с людоеда, надел на себя и гутарит братьям:

  • Хватайтесь за меня, я теперь вас домонь доведу.

Братья ухватились за мальщика-с-пальщика. Идет он, как шагнет — так семь верст, как шагнет — так семь верст. И привел братьех домонь. Старик со старухой повстрещали деток, обрадовались и зажили они все вместе. Дети выросли, стали рыбалить, охотнищать. Живут теперь они безбедно. Я у них была, мед пила, по губам текло, во рту сладко было.

Сведения об особенностях ОНН

В настоящее время выходит из активной традиции, сохраняясь в памяти старшего поколения. В целом, бытование находится на грани исчезновения, утрате традиции способствует отсутствие передачи от исполнителя к слушателю

Сведения об особенностях распространения и использования ОНН

устная

Ссылки на библиографическое описание ОНН

Якоби Л. А.  Сказки казаков-некрасовцев. Ставрополь 2013 г