Наименование ОНН

Парень И Царская Дощь

Язык наименования

rus

Сведения, относящиеся к наименованию

сказка

Современное место бытования ОНН

Пос. Новокумский Левокумского муниципального района Ставропольского края

 

Собиратель объекта нематериального культурного наследия:  

Л. А. Якоби

Ф.И.О. носителя традиции (информанта, исполнителя, руководителя коллектива): Аксинья Тимофеевна Пушечкина (участница ансамбля «Некрасовские казаки», сказительница)

 

Описание

Жил старик со старухой. Старик занимался рыбальством. Ну, прижили они себе сына, на­звали его Леоном. Живут они втрех. Жили, жили, потом мать померла. Прошло время, отец жанился в другой раз, а потом и отец помер: поехал он рыбалить, началась штор­ма, он и потоп. Мащеха загуляла с другим. Сколько там время прошло, толькя она за­хотела загубить Леона. Парень-то ходил в школу. Когда он возвертался домонь, то всег­да заходил на конюшню до коня. Пришел он раз из школы, наведался до коня, а конь ему гутарит:

— Пойдешь, Леон, домонь, будет тебе мащеха да­вать пряникох, ты их ня ешь. А выйди на двор да брось собакам.

Влез Леон в хату. Мащеха ему гутарит:

  • Вот, Леон, кушай пряники, орешки. Ты давно та­кой угощении не видал. Кушай на здоровье.

Леон взял все угощение, положил в карман, пошел во двор. Во дворе он эти пряники бросил собакам. Как толь­кя они поели, так подохли. На другой день он приходит обратно из школы, на­перво заходит до коня, а конь ему гутарит:

  • Когда влезешь в хату, не садись на кровать. Ма­щеха туда положила ножи разные, долоты.

Влез Леон в хату, приподнял постель, увидал ножи и долоты, разбросал он все, а тут вошла мащеха, видит она — постель разбросана, а Леона нет. На другой день маще­ха взяла, наварила хорошего обеда да зелья в него на­сыпала. А Леон, когда возвертался из школы, наперво зашел до коня, а конь ему гутарит:

  • Придешь в хату, мащеха будет обед давать, а ты его не ешь. Скажи, штобы она сама поела.

Влез Леон в хату, мащеха его приглашает за стол обе­дать. А он просит ее:

  • Садитесь, мамаша, со мной кушать.

Она ему отвещает:

  • Вот сперва ты покушаешь, я еще не голодная, а ты в школе был. Я могу подождать.

Леон ей гутарит:

  • Ты меня раз хотела отравить, ня стану я один ку­шать.
  • Ах ты, нехристь, как тебе не стыдно! Да разе мать своего сына будет травить?! Подумал ты об таком деле? Нехристь ты, турка поганая! Пойду до атамана, скажу ему, как ты меня обижаешь.

Пошла мащеха до атамана, пожалилась на Леона. Атаман призвал его до себя. Пошел Леон до атамана, зашел на конюшню, а конь ему совет дал:

  • Когда станут тебя ущить, ты скажи: «Дайте мне на отцовском коне три раза хату объехать; проеду, тогда меня ущите».

Пришел Леон до атамана. Атаман собрал круг. Ну, круг приговорил: «Поущить парня за обиду, што матери нанес».

Леон просит:

  • Господин атаман и вы, господа-старищки, дозволь­тя мне на отцовском коне три раза хату объехать, а тог­да ущите меня.

Атаман разрешил. Сел Леон на коня, взял в руки от­цовскую шашку, стал объезжать хату. Раз объехал, дру­гой, а в третий раз поехал, да и срубил голову тому, с кем его мащеха гуляла. Ударил своего коня и побег. Ехал он, ехал, да и заехал в одну станицу. Остановил­ся у одной старушки жить. Живет он у старушки, а маще­ха его ищет. Ну вот, в той станице, где он жил, стали допытываться, откуда он приехал, есть ли у него отец, мать. Леон все рассказал атаману. Пожил он года с два и провинился: старику уважение не сделал. Дорогу перешел, шапку не снял, не поздоровкался. За такое дело на кругу к смерти приговорили Леона. Больше всех атаман станицы старался, подговаривал казакох на такое реше­ние. Не взлюбил он Леона. Пошел Леон до своего коня, конь ему гутарит:

  • Они тебя заставят искупаться в горящем молоке. А ты им скажи, штоб перед купанием меня привели с то­бой проститься. Да штоб посля тебя атаман тожа иску­пался.

Наутро собралась на майдане вся станица. Налили в котел молока, разожгли огонь. Молоко закипело. Вот Леон просит у атамана, штоб ему разрешили коня пови­дать, Привели коня, поставили рядом с котлом. Конь стоит и дышит в котел. Парень разделся, искупался. Сел на коня, отъехал от котла и гутарить стал:

  • А таперища, казаки, няхай атаман искупается!

Круг зашумел:

  • Няхай атаман искупается!

Под котлом казаки огонь развели. Молоко закипело. Разделся атаман, влез в котел, да и сварился. Тут все признали, што парень — волшебник. Казаки побоялись Леона и нищаво ему ня сделали. Остался Леон жить в станице. Жил он в станице, по­ка ему не исполнилось восемнадцать годох. Как испол­нилось восемнадцать годох, Леон стал на море рыба­лить. Увидала его раз царская дочь да влюбилась в не­го. Стал ходить до нее Леон. Ну, цари, известно какие: просто до них никогда не подойдешь. Надо што-нибудь сделать, задание исполнить. Вот царь дал Леону задание, штобы он поймал три львицы.

  • Как поймаешь три львицы, тогда дощь мою за те­бя выдам.

Леон пошел до своего коня. Пришел и гутарит:

  • Царь задание мне дал поймать три львицы. Што мне таперища делать?

Конь ему отвещает:

  • Нищаво, исполним задание. Толькя бери три верёв­ки. Поедем в лес, будем искать львох.

Взял Леон три веревки, побег в лес на своем коне. Несколько дней он ездил по лесу. Поймал одну льву, другую и третью. А у третьей львы было дите малое. Приехал Леон домонь, пошел до царя, львох повел. А маленького льву дома оставил. Когда он привел зверей, царь принял львох да сказал, чтобы он еще поймал дикую свинью с золотой щетиной.

Пришел Леон домонь, зашел до коня. Конь его спра­шивает:

  • Ну што, царь взял львох?
  • Львох-то взял да приказал поймать дикую свиныо с золотой щетиной. Што таперища делать будем?
  • Бяри ременную веревку, — отвечает конь, — будем ехать.

Взяли они веревку, поехали. Сколькя дней они ни искали, все же нашли дикую свинью с золотою щетиной. Нашли и поймали. Привяли ее до царя. Царь гутарит:

  • Ну, парень, таперища еще третье задание исполни, а тогда дощь мою получишь. Поймай мне золоторогого еленя.

Леон идет до коня. Приходит, а конь его спрашивает:

  • Ну што, царь принял свинью?
  • Принять-то принял да третье задание дал. Застав­ляет поймать еленя золоторогого. Где мы его найдем? Што нам таперища делать?
  • Нищаво, — отвещает конь, — бяри на этот раз шел­ковую веревку да будем ехать.

Поехали они. Сколькя бы они ни искали, да нашли. Привяли еленя золоторогого до царя. Царю уж крутить некуда. Согласился отдать свою дощь за Леона. Созвал царь пир, стал играть свадьбу. Сыграли. Живет Леон с царской дощкой. А маленькая льва выросла, стала она, как обыкновенная льва. Жена-то Леона боится до нее подойти. Не взлюбила она льву, нащала ее обижать, мещтает, как бы ее изнящтожить. А льва привыкла до Леона, привержена до него была, стала она русский язык понимать. Раз она гутарит Леону:

  • Обижает меня твоя жена.

Леон пошел, значит, до жены да поущил ее и приказ дал:

  • Ты ня трогай льву!

Жена обиделась: как она есть царская дощь, а ее ру­гает, хоть и муж, а не царского рода щеловек. Вот она и гутарит:

  • Ты — простой рыбак, а я царского рода, права не имеешь меня обижать!

Поругались они. Время шло, шло. Вот раз она гута­рит Леону:

  • Дай я тебе голову пощашу.

Ну, стала она щесать Леону голову, а он заснул. Ще­шет жена волосы Леону, видит: у него три золотых во­лоска, взяла она да и отрезала их. Леон сделался, как младенец, настоящим ребенком стал. В этих золотых волосках вся его сила была. Видит царская дощь такое де­ло, да и сама не рада, а поделать ничего нельзя. Стала она за ним ухаживать. Принясет ему есть, а он поест, а посуду побьет (потому — глупой был). Ну, а эту льву она изничтожила. Кормила она Леона шестнадцать годох. Год от году он умнеть и умнеть стал. Щерез шестна­дцать лет волосы у Леона отросли, стал он таким, как раньше. Живут они. Жили, жили да прижили себе двух дитех. Один помер, а другой жив остался. Ну, живут. А тут в ихнюю царству приехал из друго­го государства царский сын. Царская дочь полюбила его. Полюбила и думает, как бы от мужа Леона избавиться. Как куда он уедет, она идет до царского сына. Приязжа­ет раз Леон откуда-то, а сын ему гутарит:

  • Батюшка, ты как уедешь, а до мамки еще один батюшка приходит.

Леон поругал свою жану за такое срамное дело, а она, как царская дощь, гордится таким делом. Вот и надумала у сонного мужа три золотых волоса обрезать. Заснул Леон, она отрезала у него три волоса, сделался он об­ратно несмышленым, как малое дите. Тогда она с полю­бовником решила выколоть мужу глаза, бросить его в ко­лодец. Так они и сделали.

Ляжит Леон в колодце, там воды-то не было. А в это время из одной станицы приехали казаки. Слухают они, а из колодца плащ ребёнка доносится. Достали они его. Смотрят, а это — мужчина, глаз у него нет. Жалко стало им его бросать. Взяли его с собой. Приехали домонь. Жи­вет у казака Леон. Прошло шестнадцать годох, три золо­тых волоса отросли, стал Леон мужчиной, как и был, гла­зами стал видеть. Казаки ему про все рассказали. Узнал он про такую измену жены, решил поехать до нее. Пришел он домонь, а жена его замуж вышла за цар­ского сына. Леон гутарит ей:

  • Ты ня хощешь со мной жить — отдай мне моего сына.

Дите она ему не отдала. Стала божиться, клясться, што она его любит и может уйти от царского сына. Леон не верит ей. Стал он ее пытать:

  • А можешь жизни лишить царского сына? Лишишь его жизни, тогда я с тобой останусь жить.

Царская дощь взяла, наготовила хороший ужин, на­сыпала отравы, потщевать стала второго мужа, да и отравила его. Тогда Леон взял сына и ушел от такой жены. Цар­ская дощь побегла за ним, споткнулась да головой вдарилась. Тут ей конец пришел. А Леон с сыном стали жить хорошо. Я как-то проходила мимо, зашла до них в гости. Сама видала, как они хорошо живут. Угощали они меня сладкой напивой да еще приглашали в гости, а мне все недосуг.

Сведения об особенностях ОНН

В настоящее время выходит из активной традиции, сохраняясь в памяти старшего поколения. В целом, бытование находится на грани исчезновения, утрате традиции способствует отсутствие передачи от исполнителя к слушателю

Сведения об особенностях распространения и использования ОНН

устная

Ссылки на библиографическое описание ОНН

Якоби Л. А.  Сказки казаков-некрасовцев. Ставрополь 2013 г