Наименование ОНН

Разбойник Ушёл Из Рая

Язык наименования

rus

Сведения, относящиеся к наименованию

сказка

Современное место бытования ОНН

Пос. Новокумский Левокумского муниципального района Ставропольского края

 

Собиратель объекта нематериального культурного наследия:  

Л. А. Якоби

Ф.И.О. носителя традиции (информанта, исполнителя, руководителя коллектива): Аксинья Тимофеевна Пушечкина (участница ансамбля «Некрасовские казаки», сказительница)

 

Описание

Двух разбойникох распяли вместе с Христом. Перед смертью один разбойник сказал: «По­мяни меня, владыка, когда придёшь в цар­ствие своё». А другой разбойник усомнился в Христе, он нищаво не сказал. Услыхал Христос слова разбойника, дал ему знамя своё, крест и имя своё. Ну, при­ходит после смерти разбойник, што знамя Христово получил, в рай, стущит в двери:

  • Кто тут есть?

Ему отвещают из рая:

  • Мы тут живем.
  • Кто вы?
  • Иоанн, Енох, Илья. Нас трое здесь, — отвещают они.
  • Пуститя меня в рай.
  • Табе нельзя, — говорят они ему, — ты разбойник.

Он отвещает:

  • Да, я разбойник, толькя я перед смертью сказал: «Помяни меня, владыка, когда придёшь во царствие своё». Вот меня Христос и послал до вас.

Показал разбойник знамя-крест. Увидали Иоанн, Енох и Илья знамя, пустили разбойника в рай. Влез он в рай да спрашивает:

  • А где жа пророки, апостолы?

Иоанн отвещает:

  • Они все в аду, в раю нас только трое, а с тобой щетверо.

Ну, живут они щетверо хорошо в раю. Как ня жить! Што душе угодно, всё есть, нет толькя тютюна1, а так все есть. Разбойнику без тютюна плохо. Где купишь?! Он и рад бы в ад пойти, да уж из рая его Иоанн не пускает. Крутится, тоскует разбойник, а по­ложение свое изменить ня может. Шло время, шло, Христос тоже пришёл на небо. Толь­кя он сперва не в рай пошёл, а в ад. Приходит до ворот адовых и говорит:

  • Отворитесь, врата адовы!

Сатана залез на стену да спрашивает:

  • Што ты есть?
  • Я царь славы, — отвещает Христос.
  • А пощаму в своей царстве не царствуешь? Пощаму до нас идешь?

Христос обратно говорит:

  • Отворитесь, врата адовы!

Сатана убеждением действует:

  • Раз ты царь славы, иди по-хорошему в свое цар­ство, не смущай моего.

Христос в третий раз сказал:

  • Отворитесь, врата адовы!

Сказал в третий раз, тут распались двери адовы. Христос стал ходить по аду. Ходил, ходил да нашёл среди грешников Адама и Еву. Взял их за руки, повёл из ада. Увидали такое дело апостолы, проповедники да следом за Христом идут.

Оглянулся царь славы, говорит:

  • А вы защем идёте, проповедники?
  • За тобой, господи.
  • А што вы делали после моего распятия?
  • Прославляли табе, господи!
  • Щаво же вы разное обо мне говорили?
  • Славу табе создавали, господи! — отвещают апо­столы.
  • Таперь, после вас, люди на земле ня знают, кто из вас правду писал обо мне. Оставайтесь в аду. В рай не могу взять, вы там тоже смущать праведные души будете, как на земле.

Пророки до Христа, все в один голос говорят:

  • Грешные, господи! Помяни нас в царстве своем!

Тогда Христос дозволил им идти за ним. А когда он давал дозволение пророкам, в это время царя Соломена не было, он по аду ходил. Ну, а Давид, Лука, Матвей, Пётр нищаво Христу о нём не сказали. Стал Христос вы­водить Адама, Еву. Толькя вышел за ворота ада, а с ним все пророки, в это время бяжит Соломен и кричит:

  • Господи, а меня оставляешь?
  • Ты своими мудростями выйдешь!

Не взял Соломена в рай Христос. Остался царь Со­ломен в аду. Сидел он, сидел, плакал-плакал да надумал. Встал и пошел ходить по аду. Ходит, размеряет землю, колышки забивает. Грешники смотрят, дивуются. Уви­дали такое дело щерти. Присылает Сатана одного беса до Соломена. Приходит он, спрашивает:

-Што, царь Соломен, думаешь делать?

  • Буду церкву в аду строить.

Услыхал рещи Соломена бес, подался до Сатаны. А Сатана сядит на престоле, ня ведает про бяду. Прибе­гает бес и говорит:

  • Сатана-батюшка, в аду церкву строят.
  • Кто такое дело надумал?
  • Царь Соломен.

Сатана приказ даёт:

  • Бесы, идитя до царя Соломена, спроситя, што ему надобно.

Приходят бесы, спрашивают:

  • Што ты хощешь делать в аду?
  • Церкву строить.
  • А защем она в аду?
  • Буду вас, щертей, крестить да в церкву водить.

Бесы, как услыхали такое, как ошпаренные, броси­лись от Соломена. Прибегли до Сатаны, сделали ему сообщение:

  • Сатана-батюшка, хитрый царь Соломен церкву строит, думает нас всех крестить да в церкву водить.

Сатана приказ дает:

  • Бесы, идитя да вытолкайтя Соломена из ада в шею. Один остался и то нам мешает, жизни не даёт! Гонитя его, пока церкву не построил!

Прибегли бесы, схватили Соломена да в шею его тол­кают, гонят, а он с припрядом идёт1. Ему толькя того и надо. Вытолкали в шею Соломена из ада. Приходит он до рая, стучит: тук-тук. А у дверей уже Пётр с клющами стоит. Услыхал стук, спрашивает:

  • Кто там стущит в двери рая?
  • Я есть царь Соломен! А ты кто?
  • Я Пётр.
  • Пусти меня, Пётр.

Открыл ворота Пётр на радостях широко. Пока здоровкался, целовался с царем Соломеном, а разбойник в это время убёг из рая. Впустил Пётр Соломена, закрыл ворота. Разбойник остался между раем и адом. Постоял, постоял да в ад пошел.

Приходит, стущит: тук-тук. Сатана спрашивает:

  • Откуда ты?
  • Из рая, — отвещает разбойник.
  • Из рая мы в ад не пускаем.

Да я — разбойник.

  • Знаем, знаем, што ня добрый щеловек, — говорит Сатана. — У нас тут был один такой, царь Соломен, церк­ву собирался строить, еле избавились от него, а тут табе еще принясло. Иди, откуда пришел. Не гняви меня. Сколькя разбойник ни убеждал Сатану, толькя его не впустили в ад. Куда ему деваться? Постоял-постоял, да обратно в рай пошёл. Идёт, а навстрещу ему другой разбойник, тот, што Христа не признал на кресте. Поздо­ровкались. Первый спрашивает:
  • Пришел и ты?
  • Пришел.
  • А куда направляешься? — спрашивает первый.
  • В ад, — отвещает другой.
  • Не ходи, ня пустят. Иди лучше вместо меня в рай.
  • А щаво ты не идешь в рай? — спрашивает другой.
  • Я уже там был. Пить, курить не дозволяют, а в ад не пускают.

Повёл первый разбойник другого в рай. Стал просить, штобы пустили. Пётр открыл ворота да нащал разбой­ника ругать за самовольство. Пока он ругал его, другой разбойник, што не признал Христа, в рай прошёл.

Пётр говорит разбойнику:

  • Нам в раю самоуправных ня нужно.

Закрыл апостол ворота, не пустил разбойника в рай. Постоял-постоял первый разбойник у ворот рая да на землю пошёл…

Сведения об особенностях ОНН

В настоящее время выходит из активной традиции, сохраняясь в памяти старшего поколения. В целом, бытование находится на грани исчезновения, утрате традиции способствует отсутствие передачи от исполнителя к слушателю

Сведения об особенностях распространения и использования ОНН

устная

Ссылки на библиографическое описание ОНН

Якоби Л. А.  Сказки казаков-некрасовцев. Ставрополь 2013 г