Наименование ОНН
Разбойник Ушёл Из Рая
Язык наименования
rus
Сведения, относящиеся к наименованию
сказка
Современное место бытования ОНН
Пос. Новокумский Левокумского муниципального района Ставропольского края
Собиратель объекта нематериального культурного наследия:
Л. А. Якоби
Ф.И.О. носителя традиции (информанта, исполнителя, руководителя коллектива): Аксинья Тимофеевна Пушечкина (участница ансамбля «Некрасовские казаки», сказительница)
Описание
Двух разбойникох распяли вместе с Христом. Перед смертью один разбойник сказал: «Помяни меня, владыка, когда придёшь в царствие своё». А другой разбойник усомнился в Христе, он нищаво не сказал. Услыхал Христос слова разбойника, дал ему знамя своё, крест и имя своё. Ну, приходит после смерти разбойник, што знамя Христово получил, в рай, стущит в двери:
- Кто тут есть?
Ему отвещают из рая:
- Мы тут живем.
- Кто вы?
- Иоанн, Енох, Илья. Нас трое здесь, — отвещают они.
- Пуститя меня в рай.
- Табе нельзя, — говорят они ему, — ты разбойник.
Он отвещает:
- Да, я разбойник, толькя я перед смертью сказал: «Помяни меня, владыка, когда придёшь во царствие своё». Вот меня Христос и послал до вас.
Показал разбойник знамя-крест. Увидали Иоанн, Енох и Илья знамя, пустили разбойника в рай. Влез он в рай да спрашивает:
- А где жа пророки, апостолы?
Иоанн отвещает:
- Они все в аду, в раю нас только трое, а с тобой щетверо.
Ну, живут они щетверо хорошо в раю. Как ня жить! Што душе угодно, всё есть, нет толькя тютюна1, а так все есть. Разбойнику без тютюна плохо. Где купишь?! Он и рад бы в ад пойти, да уж из рая его Иоанн не пускает. Крутится, тоскует разбойник, а положение свое изменить ня может. Шло время, шло, Христос тоже пришёл на небо. Толькя он сперва не в рай пошёл, а в ад. Приходит до ворот адовых и говорит:
- Отворитесь, врата адовы!
Сатана залез на стену да спрашивает:
- Што ты есть?
- Я царь славы, — отвещает Христос.
- А пощаму в своей царстве не царствуешь? Пощаму до нас идешь?
Христос обратно говорит:
- Отворитесь, врата адовы!
Сатана убеждением действует:
- Раз ты царь славы, иди по-хорошему в свое царство, не смущай моего.
Христос в третий раз сказал:
- Отворитесь, врата адовы!
Сказал в третий раз, тут распались двери адовы. Христос стал ходить по аду. Ходил, ходил да нашёл среди грешников Адама и Еву. Взял их за руки, повёл из ада. Увидали такое дело апостолы, проповедники да следом за Христом идут.
Оглянулся царь славы, говорит:
- А вы защем идёте, проповедники?
- За тобой, господи.
- А што вы делали после моего распятия?
- Прославляли табе, господи!
- Щаво же вы разное обо мне говорили?
- Славу табе создавали, господи! — отвещают апостолы.
- Таперь, после вас, люди на земле ня знают, кто из вас правду писал обо мне. Оставайтесь в аду. В рай не могу взять, вы там тоже смущать праведные души будете, как на земле.
Пророки до Христа, все в один голос говорят:
- Грешные, господи! Помяни нас в царстве своем!
Тогда Христос дозволил им идти за ним. А когда он давал дозволение пророкам, в это время царя Соломена не было, он по аду ходил. Ну, а Давид, Лука, Матвей, Пётр нищаво Христу о нём не сказали. Стал Христос выводить Адама, Еву. Толькя вышел за ворота ада, а с ним все пророки, в это время бяжит Соломен и кричит:
- Господи, а меня оставляешь?
- Ты своими мудростями выйдешь!
Не взял Соломена в рай Христос. Остался царь Соломен в аду. Сидел он, сидел, плакал-плакал да надумал. Встал и пошел ходить по аду. Ходит, размеряет землю, колышки забивает. Грешники смотрят, дивуются. Увидали такое дело щерти. Присылает Сатана одного беса до Соломена. Приходит он, спрашивает:
-Што, царь Соломен, думаешь делать?
- Буду церкву в аду строить.
Услыхал рещи Соломена бес, подался до Сатаны. А Сатана сядит на престоле, ня ведает про бяду. Прибегает бес и говорит:
- Сатана-батюшка, в аду церкву строят.
- Кто такое дело надумал?
- Царь Соломен.
Сатана приказ даёт:
- Бесы, идитя до царя Соломена, спроситя, што ему надобно.
Приходят бесы, спрашивают:
- Што ты хощешь делать в аду?
- Церкву строить.
- А защем она в аду?
- Буду вас, щертей, крестить да в церкву водить.
Бесы, как услыхали такое, как ошпаренные, бросились от Соломена. Прибегли до Сатаны, сделали ему сообщение:
- Сатана-батюшка, хитрый царь Соломен церкву строит, думает нас всех крестить да в церкву водить.
Сатана приказ дает:
- Бесы, идитя да вытолкайтя Соломена из ада в шею. Один остался и то нам мешает, жизни не даёт! Гонитя его, пока церкву не построил!
Прибегли бесы, схватили Соломена да в шею его толкают, гонят, а он с припрядом идёт1. Ему толькя того и надо. Вытолкали в шею Соломена из ада. Приходит он до рая, стучит: тук-тук. А у дверей уже Пётр с клющами стоит. Услыхал стук, спрашивает:
- Кто там стущит в двери рая?
- Я есть царь Соломен! А ты кто?
- Я Пётр.
- Пусти меня, Пётр.
Открыл ворота Пётр на радостях широко. Пока здоровкался, целовался с царем Соломеном, а разбойник в это время убёг из рая. Впустил Пётр Соломена, закрыл ворота. Разбойник остался между раем и адом. Постоял, постоял да в ад пошел.
Приходит, стущит: тук-тук. Сатана спрашивает:
- Откуда ты?
- Из рая, — отвещает разбойник.
- Из рая мы в ад не пускаем.
Да я — разбойник.
- Знаем, знаем, што ня добрый щеловек, — говорит Сатана. — У нас тут был один такой, царь Соломен, церкву собирался строить, еле избавились от него, а тут табе еще принясло. Иди, откуда пришел. Не гняви меня. Сколькя разбойник ни убеждал Сатану, толькя его не впустили в ад. Куда ему деваться? Постоял-постоял, да обратно в рай пошёл. Идёт, а навстрещу ему другой разбойник, тот, што Христа не признал на кресте. Поздоровкались. Первый спрашивает:
- Пришел и ты?
- Пришел.
- А куда направляешься? — спрашивает первый.
- В ад, — отвещает другой.
- Не ходи, ня пустят. Иди лучше вместо меня в рай.
- А щаво ты не идешь в рай? — спрашивает другой.
- Я уже там был. Пить, курить не дозволяют, а в ад не пускают.
Повёл первый разбойник другого в рай. Стал просить, штобы пустили. Пётр открыл ворота да нащал разбойника ругать за самовольство. Пока он ругал его, другой разбойник, што не признал Христа, в рай прошёл.
Пётр говорит разбойнику:
- Нам в раю самоуправных ня нужно.
Закрыл апостол ворота, не пустил разбойника в рай. Постоял-постоял первый разбойник у ворот рая да на землю пошёл…
Сведения об особенностях ОНН
В настоящее время выходит из активной традиции, сохраняясь в памяти старшего поколения. В целом, бытование находится на грани исчезновения, утрате традиции способствует отсутствие передачи от исполнителя к слушателю
Сведения об особенностях распространения и использования ОНН
устная
Ссылки на библиографическое описание ОНН
Якоби Л. А. Сказки казаков-некрасовцев. Ставрополь 2013 г