Наименование ОНН

Солдат И Боярин

Язык наименования

rus

Сведения, относящиеся к наименованию

сказка

Современное место бытования ОНН

Пос. Новокумский Левокумского муниципального района Ставропольского края

 

Собиратель объекта нематериального культурного наследия:  

Л. А. Якоби

Ф.И.О. носителя традиции (информанта, исполнителя, руководителя коллектива): Аксинья Тимофеевна Пушечкина (участница ансамбля «Некрасовские казаки», сказительница)

 

Описание

Сказка о царе Ерохе, когда земли было трохи, пожар соломой тушили. Вот при этом царе Ерохе в солдатах служили 25 годох. Отслужил один солдат по имени Иван свои 25 годох, собирается идти домонь. Взял он свою сумку да пошёл. Идёт и думает: «Отслужил я царю верою-правдою двадцать пять годох, а в глаза-то его не видал. Приду в селение, а меня спросят: «Где ты, Иван был? Кому служил?» А я отвещу: служил ца­рю, а царя-то ня видал, в глаза его ня знаю. Назовут все меня дураком». Думал так-то солдат, а сам идёт. Шёл, шёл и пришло ему в голову: «Пойду погляжу на царя, какой он есть». Надумал так, да и пошёл наш Иван до царя Ерохи. Приходит, а стража яво не допускает. Он просит:

  • Пуститя, братцы, до царя!
  • А защем табе царь? — спрашивает стража.
  • Двадцать пять годох, братцы, царю служил, а в глаза яво ня знаю.

Стража подумала, подумала да пропустила.

Заходит Иван до царя строевым шагом, щесть отдает. Царь спрашивает:

—Што тебе, солдат, надобно? Защем ко мне пожаловал? Иван гутарит царю:

  • Служил Вашему велиществу двадцать пять годох. Отслужил верой и правдой, а сейчас иду домонь. Приду в своё селение, а меня спросят: «Где был? Кому служил? Видал царя, какому служил?» А я в глаза царя ня видал. Вот и назовут меня дураком. А штобы не подумали, што у царя есть дураки, я вот пришёл поглядеть Вас, царское велищество.

Царь смотрит на Ивана и гутарит:

  • Молодец, Иван!

Позвал царь Ероха своих слуг да приказ дал:

  • Приняситя этому солдату меру золота.

Услыхал такой приказ царя солдат да отвещает:

  • Защем жа мне золото?! Каждому давать по столь­ку золота — в казне нищаво не останется.

Царю пондравился солдат. Отпустил царь слуг и спрашивает:

  • Щаво жа табе, солдат, дать на память?
  • Одарите меня, царское велищество, старым цар­ским седлом. Покажу его— все будут знать, што ня толь­ко я Вас видал, а полущил личную награду.

Царь думает: «Старых сёдел у меня много. Дам яму седло, разору мне ня будет». Подумал так царь, позвал слуг и приказ дал:

  • Приняситя старое мое седло, дайтя Ивану за яво верную мне службу.

Слуги принясли сядло, дали солдату. Взял Иван сядло и пошёл. Вышел из дворца, положил сядло под крылец и обратно пошёл до царя. Приходит, а царь спрашивает:

  • Ты щаво пришёл?

Иван до царя:

  • Ваше царское велищество! Сядло вы мне дали.
  • Дал, — отвещает царь.
  • Увидят у меня яво, отберут да ещё засудят. Скажут: «Вор. Царское сядло украл». Ну, и в тюрьму посадят.
  • Щаво жа ты желаешь, солдат? — спрашивает царь.
  • Никто ня знает, што Вы меня наградили, самолищно пожаловали царским сядлом. Напишитя мне на царское сядло документ.

Тогда царь написал Ивану документ; «Жалую служи­вого солдата Ивана на вещное пользование старым цар­ским сядлом». Написал, даёт документ Ивану. Взял солдат документ, поблагодарил царя да пошёл домонь. Приходит он домонь. Отгулял няделю и живёт сабе дома. А сяло, где жил Иван, называлось «Старым царским сядлом». Вот пожил солдат, идёт до боярина.

Пришёл и гутарит:

  • Я до Вас, боярин!
  • Щаво я табе понадобился, солдат?
  • Да вот я документ на сяло имею. Таперь оно моё, а не ваше.

Боярин затопал ногами, раскрищался на солдата:

  • Мошенник! Я табе в Сибирь за такие слова сошлю.

Крищит боярин, а Иван увежливо подает ему доку­мент да гутарит:

  • Вот, боярин, документ. Пощитай да больше не кри­щи на меня.

Взял боярин документ, щитает, а в документе написано: «Жалую служивого солдата Ивана на вещное поль­зование старым царским сядлом». Видит боярин—документ правильный. Нищаво он сол­дату не сказал супротив, а сам собрался и до царя побег. Едет он до царя, думает: «Был я любимым боярином у царя, а таперища он на меня прогневался, солдата моим сялом наградил. За што на меня прогневался царь?» Ду­мает так боярин и головы не приложит: «Откуда у царя такая нямилость ко мне?» Прибег боярин до царя и прямо идёт до него. Прихо­дит да гутарит:

  • Царь-батюшка!
  • Щаво тебе, боярин?
  • Пришёл до меня солдат Иван с документом, а в нём написано: «Жалую служивого солдата Ивана на вещное пользование старым царским сядлом». Отобрал солдат моё сяло, таперища правит им. Царь догадался — солдат хитростью своей провёл его и боярина. Подумал царь да решил собрать синод. Со­брал синод, гутарит:
  • Приходил до меня один служивый солдат. Про­служил он мне двадцать пять годох. Тому солдату я дал старое царское сядло и документ. А он по этому доку­менту отобрал сяло у боярина. Назад документ взять нельзя, вот вы подумайтя, как тяперища Ивана извести, а сяло «Старое царское сядло» отдать боярину?

Синод стал думать. Думал, думал, так нищаво не при­думал. Тогда стал гутарить боярин:

  • Царь-батюшка, собери пир, а на этот пир пригла­си солдата, посади его рядом с собой по правую руку, а за солдатом посади остальных. Самый последний на пиру нащнет пить вино. Выпьет он, передаст стакан сосе­ду и вдарит его в правое ухо. Дойдет очередь до солда­та. Выпьет он да вдарит вас, а мы его арестуем за поку­шение на царя.

Так порешили и царь, и синод. Созвал царь пир. На этот пир пригласил Ивана. При­шел Иван на пир. Царь посадил солдата рядом по пра­вую сторону, за ним боярина, а за боярином остальных. Нащался пир. На пиру первым выпил самый послед­ний. Выпил он, передал стакан соседу, вдарил его в пра­вое ухо. Тот выпил, тоже передал соседу и вдарил его в правое ухо. Так доходит очередь до царского боярина, У которого солдат сяло отнял. Выпил он стакан вина, пе­редал стакан Ивану, разгладил бороду да как вдарит его в правое ухо. Иван аж крякнул, а стакан взял. Видит Иван: дело плохое, надо царя в ухо бить. На­ливает он вина и гутарит всем:

  • Помогитя мне, бояре, разгадать загадку. Вот едет горшещник, вязёт до царя-батюшки посуду, а на пути обрыв. Если он поедет прямо, побьёт посуду. Побьёт посуду — его царь казнит. Што делать горшещнику?

Синод и все на пиру отвещают:

  • Ох, ты, Иван, да тут мудреного-то нет нищаво!
  • Как—нет? — спрашивает Иван.
  • Да так и нет!—гутарят все.— Пусть он поедет обратно да поищет окружную дорогу.
  • Правильно вы гутарите, — сказал Иван. — Я тожа так думаю.

Солдат выпил вино, встал из-за стола, развернулся и вдарил своего соседа — боярина. Ну, а боярин своего со­седа, а тот другого, и пошло так до последнего. Царь тут встал, похвалил солдата за ум и хитрость. Хотел назнащить его главным в синоде, толькя солдат не схотел такой милости. Пришёл Иван домонь, стал жить-поживать и добра наживать. Я у него в гостях был и мёд-пиво с ним пил.

Сведения об особенностях ОНН

В настоящее время выходит из активной традиции, сохраняясь в памяти старшего поколения. В целом, бытование находится на грани исчезновения, утрате традиции способствует отсутствие передачи от исполнителя к слушателю

Сведения об особенностях распространения и использования ОНН

устная

Ссылки на библиографическое описание ОНН

Якоби Л. А.  Сказки казаков-некрасовцев. Ставрополь 2013 г