Краткое описание ОНН

 

Сведения о действии над и с ОНН

 

Сведения об особенностях распространения и использования ОНН

 

Формы фиксации ОНН

Головные уборы (бабьи)

Девичьи головные уборы, украшения головных уборов

Детский костюм казаков-некрасовцев

Женский костюм казаков-некрасовцев (Зимний вариант)

Женский праздничный костюм казаков-некрасовцев

Мужской праздничный костюм казаков-некрасовцев

Церковное облачение священника казаков-некрасовцев

 

 

Полный набор полей ввода информации об ОНН

 

2001# – Основное наименование ОНН
Наименование – $a Традиционный женский костюм казаков-некрасовцев п.п. Новокумский, Кумская Долина  Левокумского района Ставропольского края
Форма выражения ОНН – $b Комплекс  традиционного женского  костюма казаков-некрасовцев
Сведения, относящиеся к наименованию – $e Традиционный женский костюм казаков-некрасовцев
Язык наименования – $z Русский

 

5001# – Унифицированное наименование ОНН
Наименование – $a  
Форма выражения ОНН – $b  
Сведения, относящиеся к наименованию – $e  
Язык наименования – $z  

 

5101# – Параллельное  наименование ОНН
Наименование – $a  
Форма выражения ОНН – $b  
Сведения, относящиеся к наименованию – $e  
Язык наименования – $z  

 

5171# – Другие  варианты наименования ОНН
Наименование – $a  
Форма выражения ОНН – $b  
Сведения, относящиеся к наименованию – $e  
Язык наименования – $z  

 

215 – Количественные характеристики ОНН
Наименование характеристики – $a Комплекс традиционного женского костюма казаков-некрасовцев: основу составляют длинная рубаха, балахон, завеска. В холодное время года поверх них надевались распашные куфайка, кухаенка, в морозы – нагольная шуба. Головной убор (девичий- связка, бабий- уруменский платок) обязательно украшен бисерными украшениями. Рабочей обувью служили поршни, праздничной- туфли
Количество, объем – $d Коллекция  традиционного костюма казаков-некрасовцев в фондах Новокумского филиала ГБУК СК «Ставропольский краевой музей изобразительных искусств» представлена  69 предметами, куда входят 2 полных комплекта женской и детской (для девочки) одежды и 4 неполных; 1 комплект (5 предметов) мужского костюма

 

852 – Регистрация ОНН
Наименование организации – $a Новокумский филиал ГБУК СК «Ставропольский краевой музей изобразительных искусств»
Наименование фонда или коллекции – $b Коллекция «Этнография» (костюм казаков-некрасовцев)
Адрес организации – $c 357965 Ставропольский край, Левокумский район, пос. Новокумский, ул. Первомайская, 5 тел./факс (886543) 5-84-10
Идентификатор ОНН – $m Предметы мужской одежды (1 комплект, 5 предметов):

1. Порты

К-Н ЭТН ОФ-059

 

2. Бешмет

К-Н ЭТН ОФ-060

 

3-4. Плетеные пояса (2 ед.)

К-Н ЭТН ОФ-068; К-Н НВФ НДПИ -010

 

5. Вышитая заставка на праздничную мужскую рубаху

 

Предметы женской и детской (для девочки) одежды (2 комплекта  и отдельные предметы, всего 64

предмета)

6-13. Рубаха женская  (8  ед.)

К-Н  ЭТН ОФ-045, 046, 047, 048, 049

К-Н НВФ ДПИ – 1001, 1002, 1050

 

14-15. Рубаха детская   (2 ед.)

К-Н ЭТН ОФ-050, 051

 

16-22. Балахон женский и детский (7 ед.)

К-Н ЭТН ОФ-052, 053, 054, 055детск, 056детск., 076, 077

 

23-27. Кухаенка  женская и детская  (5 ед.)

К-Н ЭТН ОФ-057, 058детск.

К-Н  НВФ НДПИ – 1049, 1051, 1052

 

28-33. Завеска  (6 ед.)

К-Н ЭТН ОФ – 064, 065, 066

К-Н  НВФ НДПИ – 1003 1004, 1005

 

Платки

34-36. «Уруменский»  (3 ед.)

К-Н ЭТН ОФ — 80, 81

К-Н НВФ СДПИ  — 244

 

37. Наметка (без кистей)

ВХ

 

38-40. Платки (3 ед.)

НВФ К-Н ЭТН – 245, 246, 247

 

41-47. Мутозики  (7 ед.)

К-Н ЭТН ОФ- 061, 062, 078, 079

3 ед. — ВХ

 

Головные уборы и аксессуары

48-56. Булавки  (9 ед.)

К-Н  ЭТН ОФ  — 072, 073, 074, 075,

НВФ К-Н (НДПИ) – 248,249

 

57. Зепь (съемный карман)

ВХ

 

58-59. Каук  (2 ед.)

НВФ К-Н (НДПИ)  — 1006, 1007

 

60. Рещёточки  (гольфы белые, вязаные), 1 пара

К-Н  (НВФ) ДПИ  — 1010

 

61. Связка

К-Н  ЭТН ОФ  — 067

 

62. Труселка

К-Н  ЭТН ОФ  — 071

 

63. Ширинка (платочек)

К-Н ЭТН ОФ- 063

 

64-65. Шлычка  (2 ед.)

НВФ К-Н (НДПИ)  — 1008, 1009

 

Обувь

66-67. Кундры (туфли), 2 пары

К-Н ЭТН ОФ – 069

К-Н НВФ (ДПИ) – 1054

 

68. Поршни, 1 пара

К-Н  ЭТН ОФ  — 070

 

69. Ходули

К-Н  НВФ (НДПИ)  — 21

Непубликуемое

примечание – $x

 
Публикуемое примечание– $y  

 

686 – Классификация ОНН
Система классификации – $2 Форма выражения: комплекс  традиционного женского  костюма
Значение – $a[1] Традиционный костюм

 

620 – Текущее бытование ОНН
Страна – $a Российская Федерация
Республика/область/ край/автономная область/автономный округ/город федерального значения  – $b Ставропольский край
Район– $c Левокумский район
Населенный пункт – $d п.п.  Новокумский, Кумская Долина
Место бытования  – $e Казаки-некрасовцы (некрасовские казаки, Игнат-казаки) – одна из южнорусских старообрядческих групп, длительное время проживавшая в иноэтническом окружении.

Казаки-некрасовцы – потомки донских казаков, которые после целого ряда миграций укрылись в XVIII в. на территории Турции, затем в период с 1912 по 1962 гг. несколькими партиями переселились в Россию и были размещены в компактных поселениях, крупнейшие из которых расположены на Кубани и Ставрополье.

Данная этноконфессиональная группа вызывала неизменный научный интерес как в период её проживания в Турции (на озере Майнос и острове Мада), так и после возвращения в Россию.

В сентябре 1962 г. 215 семей (999 человек) казаков-некрасовцев переселились из Турции в СССР, прибыв на теплоходе «Грузия» в г. Новороссийск (по пути на теплоходе родился 1000-й  казак Семен Бабаёв). Общины были расселены в Ставропольском крае на территории двух поселков Левокумского района, в которых находились виноградарские хозяйства – пос. Новокумском (в/с «Левокумский») – 114 семей (495 человек), пос. Кумская Долина (в/с «Бургун-Маджарский») – 101 семья (505 человек), принцип расселения происходил, видимо, на основе двух церковных приходов, которые существовали и в Турции. В 1964 г. официально зарегистрированы религиозные общества старообрядцев единоверцев в/за «Левокумский» и старообрядцев Белокриницкого согласия в/за «Бургун-Маджарский».

В данное время в районе действует два старообрядческих церковных прихода с действующими старообрядческими храмами во имя Успения Пресвятой Богородицы (п. Новокумский) и храма Святыя Живоначальныя Троицы (п. Кумская Долина).

Таким образом, население поселков этнически русское стало  состоять из коренного населения и общин казаков-некрасовцев. Кроме них, в п. Новокумском полугодом ранее была расселена община молокан, вернувшаяся из Карской области Турции, которая с 1921 года, вследствие территориального деления, стала входить в состав Турции.

Некрасовцы, являясь представителями древнейшей ветви русского православия – старообрядчества, прожив в Турции 254 года, следуя «Заветам Игната» (Некрасов Игнат Федорович (ок. 1660-1737) выборный атаман, принявший на себя руководство крестьянским восстанием 1707-1708 гг. под предводительством К. Булавина, после его гибели) во многом сохранили «допетровский» уклад жизни, веру, культуру, в т.ч. язык.

В данное время на территории Левокумского района проживает более 600 человек казаков-некрасовцев и их потомков, родившихся уже после переселения. Из переселенцев осталось в живых 190 человек, в т.ч. в пос. Новокумском – 98 человек, п. Кумская Долина – 92 чел. Более 60 человек являются и по сей день наиболее яркими носителями показательных для некрасовцев традиций, в т.ч. богослужебно-певческих традиций Русской Православной Старообрядческой церкви, специфики материальной и духовной культуры, своеобразия фольклорных жанров (песни, сказки, предания, легенды), диалектной лексики.

С начала 2005 г. в п. Новокумском в целях сохранения историко-культурного наследия некрасовцев образован музей-филиал ГБУК СК «Ставропольский краевой музей изобразительных искусств», основой которого явился фонд муниципального «Центра традиционной русской культуры молокан и казаков-некрасовцев», в данное время фонд составляет 1200 предметов, половина из которых передана в дар некрасовцами. Это предметы отправления религиозного культа и церковные книги, предметы быта, этнографии, в т.ч. костюм, фотоархивные документы, фотография.

В поселке расположен Дом культуры, при котором работают фольклорно-этнографические народные коллективы «Некрасовские казаки» (создан в 1978 г.), «Некрасовские казачата» (создан в 1989 г.), имеющие богатую творческую биографию, материалы которой отражены в экспозиции филиала.

В поселке расположен дом последнего некрасовского атамана, выбранного за пределами России и приведшего некрасовцев на историческую родину в 1962 г. В.П. Саничева (1912-1989). Отделом культуры администрации Левокумского муниципального района организован туристический маршрут «Винный тур», в программу которого входит посещение музея-филиала, обед из блюд некрасовской кухни, экскурсия на винодельческое предприятие ЗАО «Левокумское» с дегустацией вин. Продолжающий работать при отделе культуры «Центр традиционной культуры молокан и казаков-некрасовцев» объединяет местных мастериц, занимающихся изготовлением некрасовской куклы и традиционных бисерных украшений некрасовских казачек. Атаман казаков-некрасовцев
п. Новокумский, предприниматель Н.И. Васютов открыл на территории поселка в живописных местах базу отдыха «Казачий курень».

В пос. Кумская Долина при средней школе № 5 работает школьный музей казаков-некрасовцев (организатор – завуч школы Т.А. Лебедкова). Под её руководством группа преподавателей вместе с учащимися школы создали объединение, в котором идут занятия по изучению языковой культуры, национального костюма, кухни некрасовцев.

Здесь также действует народный фольклорно-этнографический  коллектив «Некрасовские казаки», руководит которым знаток фольклора, прекрасный певец и баянист, мастер чтения богослужебных текстов С.И. Милушкин.

Активная работа ученых, исследователей, этнографов, фольклористов, начавшая вестись на территории поселков с начала 1970х годов, была продолжена при создании филиала – осуществлен выпуск ряда изданий, проведены региональные и международные научные форумы (к 45-летию и 50-летию  возвращения некрасовцев в Россию), музей активно сотрудничает с Российским научным гуманитарным фондом (г. Москва), институтом социально-экономических и гуманитарных исследований Южного научного центра РАН (г. Ростов-на-Дону), Северо-Кавказским федеральным университетом (г. Ставрополь), институтом русской литературы (Пушкинский  Дом), РАН (г. Санкт-Петербург).

Следует отметить, что сегодня именно общины п.п. Новокумский и Кумская Долина вызывают наибольший интерес исследователей, поскольку их образовали мигранты наиболее поздней волны, многие из которых живы, деятельны и являются подлинными носителями некрасовской традиции.

 

6212# – Историческое бытование ОНН
Тип описания – Инд.1 История формирования
Страна – $a Турция
Республика/область/ край/автономная область/автономный округ/город федерального значения  – $b  
Район– $c  
Населенный пункт – $d п. Коджагель
Место бытования  – $e  
Дата/ Дата начала – $f XIX- 1-я половина XX  века
Событие – $h  
Сезон – $g  
Дата окончания – $i  

 

6211# – Историческое бытование ОНН
Тип описания – Инд.1 История бытования
Страна – $a Турция
Республика/область/ край/автономная область/автономный округ/город федерального значения  – $b  
Район – $c  
Населенный пункт – $d п. Коджагель
Место бытования  – $e  
Дата/ Дата начала – $f XIX- 1-я половина XX  века
Событие – $h  
Сезон – $g  
Дата окончания – $i  

 

6210# – Историческое бытование ОНН
Тип описания – Инд.1 История обнаружения
Страна – $a Российская Федерация
Республика/область/ край/автономная область/автономный округ/город федерального значения  – $b Ставропольский край
Район – $c Левокумский район
Населенный пункт – $d п. Новокумский
Место бытования  – $e п.п.  Новокумский, Кумская Долина
Дата/ Дата начала – $f 1962 г.
Событие – $h  
Сезон – $g  
Дата окончания – $i  

Краткое описание ОНН

300 – Краткое описание ОНН
Краткий текст описания – $a Традиционный костюм казаков, в т.ч., женский,  сформировался еще в период пребывания на Дону.   

После ухода части казаков в Турцию, одежда казаков-некрасовцев сохранила ряд архаических черт русского национального костюма – в частности вышивку на груди праздничных мужских рубах, сложный четырехчастный  комплекс женских головных уборов (каук, шлычка, связка, платок) и свадебный головной убор (рогатая кичка, сорока, позатыльник, лента). Женский традиционный костюм сохранился гораздо лучше из-за оседлого  образа жизни казачек. Мужской же,  начиная с 30-40 гг. ХХ в.,  меняется на европейский, сохраняясь только в качестве свадебной или похоронной обрядовой одежды. Мужской комплекс состоит из рубашки и штанов;  комплекс женской одежды имеет особый состав – длинная рубаха с рукавами, балахон и завеска.  В тоже время,  этот комплекс трудно соотнести с известными устойчивыми комплексами одежды русских, т.к. в нём можно отметить следы «примитивности и незавершенности»: лоскутный покрой, несшитая завеска, слабо  структурированный будничный  головной убор; сочетание южнорусских (сорока и кичка) и  севернорусских (кокошник) элементов, восточное тюркское влияние на выбор тканей, цветовой гаммы, украшений. Вещественно этот  костюмный комплекс казаков-некрасовцев можно «обозначить как комплекс с балахоном».

Комплектность проявляется в облике рубашки, балахона и завески – основных предметов женского костюмного комплекса.

Рубаха, надевалась прямо на тело, у рубашки, при сохранении русского покроя, из лучшей ткани шили не верх (как в России), а подол и рукава, т.к. все остальное закрывалось балахоном. Балахон носили с 12-14 лет, подчеркивая этим переход девочки в следующую возрастную группу. Для женщины ношение этой одежды было обязательным.

Балахон – верхняя распашная одежда длиною выше колен, с коротким рукавами, на подкладке, надеваемая поверх рубахи. Застежка на пуговицах и воздушных петлях. Шит из ярких полосатых тканей: праздничный – из шелковых, повседневный – из хлопчатобумажных. Спина и передние полы кроились из одного полотнища, перегнутого по утку. По бокам пришиты два клина. Нижняя часть, подпольники, изготовлена из прямоугольных кусков более простой и дешевой ткани, что объясняется расположением этих деталей под скрывающей их завеской. Рукав короткий, сужающийся к концу, с прямой проймой и сшивкой, из двух треугольников, ластовицей. Делается рукав из дешевой ткани, а сверху на него нашивались 4-5 полосок разноцветных шелковых лент – наставки. Иногда наставки обшивались кружевом. Заканчивается рукав полосатой настрочкой. Горловина (ошейник) расшита редкими крестиками и обведена тонким черно-желтым шнуром. Застежка только на груди. Справа к краю разреза пришит черный шнур с прикрепленными к нему пуговицами. Слева планка, на которую выпущены петли из такого же шнура, проложенного по стыку планки с полой. Количество петель  от 8 до 10, пуговиц же значительно больше.

Подкладка на всех балахонах хлопчатобумажная, часто пестрая, закреплена по периметру изделия и простегана по линиям основных швов. У балахона, при традиционном использовании его как верхнего платья, появилась восточная яркость благодаря особому лоскутному крою. Поверх балахона носили фартук- «завеску». Завеска, будучи элементом  одежды русских и украинцев, не получила своего завершения и сохранилась в несшитом виде – полотно фартука, подрубленное только с трёх сторон, просто затыкается  за поясок. Таким образом, костюмный комплекс казаков-некрасовцев сохранил следы русской архаики, что выражается  в использовании традиционного набора предметов одежды, приёмов кроя, вышивки.

На голове девочки и девушки носили ленту- «связку». Поверх надевали  платок. Платок носили и девушки и замужние женщины («бабичий» состоял из четырех элементов). Основной женский  головной убор- кокошник, двух видов: девичий- маленький, гладкий, наподобие шапочки и замужней женщины- кичка-шапочка с рогами.   женский головной убор- кичка и платок. Обувь- бахилы (легкие сапожки) и в качестве рабочей обуви- поршни. 

«Ткань на рубахи, балахоны, платки, связки турки привозили в селение сами. Зная  особенности некрасовского костюма, они окрашивали её так, как было нужно некрасовцам, краски оставались яркими по прошествию  50 лет. Рисунок наносили специальный и на платки, и на связки. Головные уборы некрасовок очень сложные:

на макушку крепится «кавук» (что-то типа жгута 3 х 30 см), затем шлычка (тип косынки, но имеющая специфическую выкройку и завязывающаяся на затылке так, что концы кавука выглядывают вперед).

Этих двух головных уборов совершенно не видно, так как поверх шлычки надевается связка, а поверх её покрывается платок, который сшивался из двух платков, один конец украшался цветной бахромой из шерстяных ниток – этим прямоугольником  покрывали голову…» (Горина А.М.).

Второе направление изучения одежды казаков-некрасовцев строилось на материале свадебного обряда и обрядовой свадебной одежды. По исполнении невесте 15 лет жених справлял ей одежду (балахон, сарахван, рубаху, серьги, монисты) для того, чтобы «родные, когда придет  время для официального согласия на их брак, не раздумали бы выдать за него свою дочь, а невеста знала бы о щедрости,  заботе о ней и не противилась заключению брака». Предметы одежды и украшения составляли важную часть приданого: мать невесты задолго до сватовства готовила рубахи, балахон, бахилы, завеску, катаур, кулан, кокошники и др. Во время посещения невесты накануне свадьбы жених передавал ей подарок от свекрови: балахон, рубашку, завеску, связку, жерелки, серьги, монисты; всё это принималось с благодарностью и тут же надевалось на невесту. Рубаха и балахон с воткнутыми в  них иголками без ушек должны  были защитить невесту от нечистой силы.

Подобные технологии изготовления и набор элементов сохранялись на протяжении длительного времени, и были характерны  для  древнерусского костюма, а именно,  многослойность и функциональность женского древнерусского костюма. В основе своей,  сформировавшийся к началу XVII века, комплекс женского казачьего костюма,  сохранялся некрасовками в течение 254 лет пребывания некрасовской общины в Турции.  Тем не менее, костюм коренным образом отличается от южнорусского женского костюма XIX-начала XX века. Можно с уверенностью сказать, что,   не меняя кардинально технологию изготовления, крой и  набор предметов, костюм претерпевал изменения в своем цветовом звучании, декорировке, использовании тканей, явно испытывая азиатские, восточные, балканские влияния. Таким образом, сохранив архаичную конструкцию и комплектность  «допетровского»  времени, костюм приобрел иной  художественный образ и получил иное символико-декоративное звучание. Это дает право говорить о сформировавшемся в период пребывания в Турции, оригинального комплекса женского костюма именно казачки-некрасовки.  

Мужской костюм также имел свои особенности, но еще в бытование в Турции (конец  XIX века), мужчины все больше носили европейский костюм- пиджачная пара, шляпа, пальто. Поэтому, несмотря на то, что в коллекции филиала представлены отдельные части так же и  мужской традиционной одежды, женский костюм, как наиболее консервативный к изменениям, присутствующий  в обиходе вплоть до середины XX века, являет собой предмет культурного наследия казаков-некрасовцев.

Также в коллекции филиала имеются предметы детской одежды для девочки, но, традиционно одежда девочек в точности повторяла женский костюм, за исключением головного убора. Именно головной убор обозначал социальный статус женщины: девичий, замужней женщины, «бабичий»; подразделялся на повседневный и праздничный (свадебный).

Ссылка на изображение – $u Фото комплексов одежды мужской и женской, отдельных предметов и аксессуаров, экспозиции Новокумского филиала музея

 

316 – Сведения об особенностях ОНН
Тип особенности – $9 Исключительная особенность/ценность
Краткий текст – $a Коллекция женского костюма из  фондов  Новокумского филиала представляет собой аутентичный женский костюм казаков-некрасовцев, сформировавшийся и бытовавший в период пребывания общины в Турции.  Отдельные предметы и комплексы  переданы в фонды филиала вернувшимися на историческую родину  в 1962 году в СССР,  некрасовцами, поселившимися в пос. Новокумский и Кумская Долина Ставропольского края, и  представляют исключительную историко-культурную и историко-этнографическую ценность.  В исконном своем виде костюм представлен только в фондах. Реконструкции костюма   (новые предметы или комплексы) изготавливаются в современный период  из современных тканей, в частности, полосатый декор имитируется нашивными атласными лентами; лоскутное шитье,  вышивка и накладные детали отсутствуют полностью; не изготавливается верхняя одежда (куфайки и кухаенки). Костюмы изготавливаются как сценический вариант для фольклорных коллективов; отдельные предметы присутствуют в обиходе старшего поколения в праздничные и обрядовые дни.

«Ткань на рубахи, балахоны, платки, связки турки привозили в селение сами. Зная  особенности некрасовского костюма, они окрашивали её так, как было нужно некрасовцам, краски оставались яркими по прошествию  50 лет. Рисунок наносили специальный и на платки, и на связки. Головные уборы некрасовок очень сложные:

на макушку крепится «кавук» (что-то типа жгута 3 х 30 см), затем шлычка (тип косынки, но имеющая специфическую выкройку и завязывающаяся на затылке так, что концы кавука выглядывают вперед).

Этих двух головных уборов совершенно не видно, так как поверх шлычки надевается связка, а поверх её покрывается платок, который сшивался из двух платков, один конец украшался цветной бахромой из шерстяных ниток – этим прямоугольником  покрывали голову…» (Горина А.М.).

Ссылка на источник сведений – $u Абрамова Т. Традиционный комплекс женской одежды в свадебном обряде казаков-некрасовцев (по материалам историко-этнографических экспедиций 1977-1984 гг. в Ставропольский край)//Известия Ростовского областного музея краеведения. Вып. 6.- Ростов-на-Дону, 1989.

Архипенко Н.А., Калиниченко И.Ю. материалы для изучения традиционного костюма казаков-некрасовцев: погребальная обрядовая одежда (полевые записи бесед в п. Новокумском по итогам экспедиции института социально-экономических и гуманитарных исследований южного научного центра РАН 2010 г.//В сб. научных статей «Казаки-рнекрасовцы: язык, история, культура. – Ростов н/Д: изд-во ЮНЦ РАН, 2012. С. 456.

Грязнова В.М., Желябова И.В.  и др. «Семантический словарь говора казаков-некрасовцев с лингвокультурологическим комментарием» — Ставрополь, 2012  (49 п.л.).

Отчет о работе этнолингвистической экспедиции в п. Новокумский Левокумского района Ставропольского края в период с 30 апреля по 8 мая 2010 г. (начальник отряда н.с. Т.Ю. Власкина, исполнители: н.с. Архипенко Н.А., м.н.с. Власкина Н.А.). – Ростов н/Д, 2010.

Якоби Л.А. Культурное наследие казаков-некрасовцев//Монография. – Ставрополь, 2011. С. 320.

(гл. 2. «Особенности духовной и материальной культуры казаков-некрасовцев. Ч. 2.3. «Одежда». С. 113-126; Ч. 2.4. «Одежда в свадебном ритуале». С. 126-130).

Из беседы с Гориной А.М. (2007 г.).

 

317 – Сведения о происхождении ОНН
Тип происхождения – $9 Историко-этнографическая характеристика
Краткий текст – $a Сформировавшийся в Турции комплекс  традиционной одежды казачки-некрасовки состоит из длинной рубахи, балахона, завески. В холодное время года поверх них надевались распашные куфайка или  кухаенка, а в морозы – нагольная шуба.

Женская рубаха представляет собой тип допетровской женской одежды. Рубаха имеет туникообразный покрой, состоит из чехлика, рукавов, стана. Рукава и стан всегда шились из более красивой дорогой ткани, а чехлик – старой, более мягкой и теплой, так как сверху закрывался балахоном. На верхнюю часть чехлика пришивается накладка. Воротник «обводится» тонкой скрученной черно-желтой нитью. Из широкого плетеного шнура «гайтана», из желтой и черной шелковой нити делается петля. По красной обложке делается вышивка желтой нитью «кокурышками» – мелким крестом в шахматном порядке. Раньше вместо манжетов была красная обтачка, позднее манжеты также украшались вышивкой. Между рукавами и чехликом пришивалась ластовица. Очень часто отделка была накладная и  использовалась по нескольку раз.

Поверх рубахи одевался балахон. Он также как и рубаха имеет туникообразный покрой, спереди застегивается на пуговицы по всей длине. Балахон шился, вначале из полосатой набойки, позже из полосатой ткани фабричного производств. На наплечных полосках – чисто тюркская гамма цветов, символика которой связана с круговоротом жизни на земле: желтый – зерно, синий – вода, красный – солнце, зеленый – зелень, пробуждающая жизнь. Балахон делается на подкладке и окантовывается черным шелковым шнуром. Главным украшением  балахона служит множество различных старинных металлических пуговиц на ножке, которые пришивались очень близко друг к другу (болгарская традиция).

Обязательной частью костюма служит завеска, которая состоит из отрезка ткани и длинных завязок (мытозыков), сшитых из лоскутов ткани, заканчивающихся кистями из шерстяных нитей. Подол завески обшивается широкой обтачкой из цветного, чаще красного материала (кырмыза), украшенного вышивкой. У всех восточнославянских народов пояс считался сакральным предметом, отсюда и то значение, которое придавалось  мытозыкам, заправлявшимся за веревочку, которой подпоясывался балахон. Их связывали с продуцирующей магией. По расположению мытозыков судили о семейном положении женщины.

Любой костюм женщины и повседневный  и праздничный дополнялся головным убором: девичья связка, и так называемый «уруменский» платок, традиционно украшенный цветной бахромой.

Девушки были свободны от жесткого предписания скрывать волосы. Напротив, старались выставить напоказ свою косу. Девушки носили тканевые повязки- «связки»- сложенная в несколько раз полоска ткани (бордово-оранжево-черная),- украшенные различными оберегами, монетами, раковинами каури и украшениями из бисера. Поверх связки носили  красно-желтый платок, который складывался по диагонали и завязывался под подбородком.

Женщины носили своеобразно покрытые платки, полностью скрывающие волосы. Бабий платок состоял из нескольких элементов: каук – наполненный шерстью валик из хлопчатобумажной ткани, шлычки, связки и платка. Такой платок назывался «уруменский»  (т.е. покупавшиеся в Турции, в греческих магазинах ткани для платков; рум- так турки называли греков, произносится «урум»). Один конец его украшался бахромой из разноцветных шерстяных ниток, а на голове он крепился при помощи булавок. Кроме того, платок обязательно украшался  многочисленными украшениями из бисера или живыми цветами.

«На дары» (праздники) одевали «кукошник» (кокошник- кичка или сорока) из парчи,  расшитый «земчухом», камнями, монетами; «кулак» или «катавур» – пояс из гаруса с серебряной пряжкой, в центре которой расположены два драгоценных камни и с махрами на концах. К связке над ушами булавкой прикалывались золотые украшения, а к ним ещё прикреплялась цепь, на которой в несколько рядов подвешивались золотые монеты – «чаргунцы». Свадебным головным убором являлось рогатая кичка, которая состояла из твердой основы с высокими рогами.

Обувь в основном была самодельная. Самая распространённая рабочая обувь – поршни. В овальном куске сыромятной кожи вырезали угол, края которого сшивали, получая, таким образом, носок. По краям башмака пробивали отверстия, в которые продевали ремешок, выходивший концами в сторону пятки, и стягивали ремешок на ноге. Носили и самодельную обувь с широким каблуком и тупым носком. Иногда для красоты обшивали по краям ремешком из белой кожи. Такие туфли назывались чирики (чиряки). Женщины и девушки носили с ними грубые белые бумажные или шерстяные чулки. К концу XIX века женская одежда (и рубаха и балахон) были намного короче, чем принято и из-под них обязательно были видны белые чулки и темная обувь (в нерабочие дни- туфли).

У женщин к поясу прикреплялся карман, в котором хранились ключи от кладовок, сундуков и лакомства для детей, потому со временем такой карман был назван «лакомка».

Казаки-некрасовцы очень любят различные украшения. Многие из них женщины изготавливали сами. На головной убор женщины прикалывали специальные булавки «рыбки» и «курятники», выполненные из бисера. Очень любят украшать голову живыми цветами и красивыми перьями. Костюм украшали множеством бус.

В технологии изготовления костюма активно используется лоскутное шитье: все части одежды женской рубахи  и балахона  сшиты из различных лоскутов. Причем необходимо отметить, что все ткани, из которых изготовлен женский костюм, обязательно сочетаются между собой и по цвету, и  по качеству ткани. Рукава, завеска, стан (нижняя часть рубахи) должны быть обязательно  из различных материалов, но они всегда сочетаются между собой, и, конечно с балахоном. При этом надо отметить, что если, рубаха в желтых тонах, то балахон надевали «красненький» и наоборот. Вершиной лоскутного искусства казаков-некрасовцев являются мытозыки – украшение пояса. Они должны включать в себя не менее десяти различных кусочков тканей.

Практически все предметы шились из ярких турецких тканей,  шелковых или из содержащих шелк. Основные цвета: красный,  желтый, зеленый,  с непременный присутствием черных контурных линий. Декор тканей- полоска,  в сочетании с нашивными декоративными элементами и съемными украшениями: длинные ряды мелких пуговиц, монеты, бисерные украшения на голове. Обилие съемных  украшений (серьги, «жерелки», монисто, пояса, браслеты), вплоть до живых цветов, украшавших головные уборы. Верхняя одежда (распашные куфайки, кухаенки) также шились из ярких полосатых тканей, с мелкой вертикальной стежкой. Общий силуэт костюма- облегающий верх, с узкими до локтя рукавами; пышные рукава и пышный низ (за счет стянутой мытозыками талии), много украшений, ярко выраженный головной убор; открытые до середины икры  ноги в белых чулках и темной обуви.

Ссылка на источник сведений – $u Абрамова Т. Традиционный комплекс женской одежды в свадебном обряде казаков-некрасовцев (по материалам историко-этнографических экспедиций 1977-1984 гг. в Ставропольский край)//Известия Ростовского областного музея краеведения. Вып. 6.- Ростов-на-Дону, 1989.

Архипенко Н.А., Калиниченко И.Ю. материалы для изучения традиционного костюма казаков-некрасовцев: погребальная обрядовая одежда (полевые записи бесед в п. Новокумском по итогам экспедиции института социально-экономических и гуманитарных исследований южного научного центра РАН 2010 г.//В сб. научных статей «Казаки-рнекрасовцы: язык, история, культура. – Ростов н/Д: изд-во ЮНЦ РАН, 2012. С. 456.

Грязнова В.М., Желябова И.В.  и др. «Семантический словарь говора казаков-некрасовцев с лингвокультурологическим комментарием» — Ставрополь, 2012  (49 п.л.).

Записки Михаила Чайковского (Садык-Паши)//Сб. «Киевская старина» (ежемесячный исторический журнал, год одиннадцатый, т. 39 октябрь-декабрь). Киев, 1892.

Иванов-Желудков В.И.  Русское село в Малой Азии //Русский вестник.1866, июнь. С. 413-451.

Медведева В. Казаки-некрасовцы на чужбине и в России//Евразия. № 1. 1996.  С. 45-62.

Медведева В. Казаки-некрасовцы: на перекрестке культур//Музыкальная академия. № 3. 2002.  С.42-50.

Минорский В.Ф. У русских подданных султана. М., 1902.

Отчет о работе этнолингвистической экспедиции в п. Новокумский Левокумского района Ставропольского края в период с 30 апреля по 8 мая 2010 г. (начальник отряда н.с. Т.Ю. Власкина, исполнители: н.с. Архипенко Н.А., м.н.с. Власкина Н.А.). – Ростов н/Д, 2010.

Щепотьев В.П. Русская деревня в азиатской  Турции//В кн. Вестник Европы тридцатый год – кн. 8. С.-Пб.,1893. август.

Якоби Л.А. Культурное наследие казаков-некрасовцев//Монография. – Ставрополь, 2011. С. 320.

(гл. 2. «Особенности духовной и материальной культуры казаков-некрасовцев. Ч. 2.3. «Одежда». С. 113-126; Ч. 2.4. «Одежда в свадебном ритуале». С. 126-130).

Ямнова Т.И. Казаки-некрасовцы. История, судьба. Из опыта работы Старочеркасского музея с казакми-некрасовцами (по материалам историко-этнографических экспедиций 1978-2002 гг. в Ставропольский край)//В сб.материалов региональной научно-практической конференции «Казаки-некрасовцы» к 45-летию возвращения на историческую Родину.- Ставрополь, 2008. С. 99-111.

Ямнова Т.И. Жизнь казаков-некрасовцев в Турции. Русские путешественники о жизни казков- на чужбине и материалы собирательских экспедиций сотрудников Старочеркасского музея в Ставропольский край 1978-1991 гг.//Доклад на Международной конференции   «Проблемы самоидентификации этноконфессиональных групп в современном мире», посвященной 50-летию возвращения на историческую Родину.- пос. Новокумский, 2012.

 

318 – Сведения о действии над/ с ОНН
Тип действия – $9 Сохранение  и популяризация
Целевое действие – $a Коллекция  традиционного женского костюма казаков-некрасовцев из фондов Новокумского филиала ГБУК СК «Ставропольский краевой музей изобразительных искусств»  представляет собой аутентичный женский костюм казаков-некрасовцев, сформировавшийся и бытовавший в период пребывания общины в Турции и является уникальной по своей историко-культурной и этнографической ценности.  В целях сохранения и популяризации традиционного костюма в филиале действует постоянная экспозиция, одним из разделов которой является представление традиционного быта и уклада жизни казаков-некрасовцев. В экспозицию введены предметы быта некрасовцев периода их пребывания в Турции, а также выставлена коллекция женского костюма, как целостного комплекса, так и отдельных вещей, последовательно представляющих многослойный традиционный костюм. Экспозиция снабжена аннотацией и развернутым этикетажем, включающим словарь терминов названий предметов одежды, технологию изготовления, назначения.   

В целях закрепления и популяризации традиционной народной культуры планируется издание  информационно-методического пособия с иллюстрированным каталогом коллекции женского костюма.

Наименование действия – $b 1. Создание постоянно действующей экспозиции, переэкспозиция.

2. Издание информационно-методического пособия с иллюстрированным каталогом коллекции женского костюма.

Время действия – $c 2008,  2012, 2014 гг.
Периодичность действия – $d Создание первой систематизированной экспозиции в 2007 году (к 45-летию возвращения казаков-некрасовцев); переэкспозиция в 2012 г. (к 50-летию возвращения казаков-некрасовцев); издание каталога в 2014 году.
Условие действия («в связи с …») – $e В связи с юбилейными датами (45-летие  и 50-летие) возвращения казаков-некрасовцев на историческую родину и проведением региональной и международной научно-практических конференций (2007, 2012 гг.) были  выполнены первая экспозиция и далее переэкспозиция (с дополнениями и уточнениями, включением нового ряда предметов).

Издание каталога планируется в связи с появлением новых и уточненных  сведений  и материалов.

Регламент действия– $f  
Юридическая ответственность – $h ГБУК СК «Ставропольский краевой музей изобразительных искусств»

355035 г. Ставрополь, ул. Дзержинского 115-119

тел.: 8 (8652) 26-54-78

e-mail: m1608muzeum@yandex.ru

Метод действия – $i Одним из разделов постоянно действующей  экспозиции, посвященной казакам-некрасовцам,  является  раздел рассказывающий о традиционном укладе жизни и быте казаков-некрасовцев. Частью раздела стала выставка традиционного некрасовского костюма. Женский костюм представлен как  целостными комплексами, так и отдельными предметами, последовательно представляющими многослойный традиционный костюм. Экспозиция снабжена аннотацией и развернутым этикетажем, включает словарь терминов названий предметов одежды, технологию изготовления, назначения.   

Каждый предмет внесен в учетную документацию филиала, коллекция прошла фотофиксацию и научную инвентаризацию. Уточнены аутентичные  названия и сведения бытования предметов, что является подготовительным этапом к формированию    информационно-методического пособия с иллюстрированным каталогом коллекции женского костюма.

Место действия – $j Новокумский филиал ГБУК СК «Ставропольский краевой музей изобразительных искусств»
Исполнитель действия – $k ГБУК СК «Ставропольский краевой музей изобразительных искусств»

355035 г. Ставрополь, ул. Дзержинского 115-119

тел.: 8 (8652) 26-54-78

e-mail: m1608muzeum@yandex.ru

Новокумский филиал ГБУК СК «Ставропольский краевой музей изобразительных искусств»

357965 Ставропольский край, Левокумский район, пос. Новокумский, ул. Первомайская, 5 тел./факс (886543) 5-84-10

Состояние (результат действия) – $l Экспозиция является постоянно действующей, знакомит жителей и гостей пос. Новокумский, Ставропольского края с традиционной культурой казаков-некрасовцев.
Непубликуемое примечание – $p  
Публикуемое примечание – $r  
Ссылка на источник сведений – $u Костюм (коллекция в фондах филиала)- фото экспозиции

 

 

330 – Описательные сведения
Тип описания – $9 Реферат
Содержание – $a Традиционный костюм казачки еще в период пребывания на Дону  состоял из рубахи, надевавшейся прямо на тело, поверх- балахон (вид распашной одежды с узким коротким рукавом). Балахон носили с 12-14 лет, подчеркивая этим переход девочки в следующую возрастную группу. Поверх балахона носили фартук- «завеску». На голове девочки и девушки носили ленту- «связку». Поверх надевали  платок. Платок носили и девушки и замужние женщины («бабичий» состоял из четырех элементов). Основной женский  головной убор- кокошник, двух видов: девичий- маленький, гладкий, наподобие шапочки и замужней женщины- кичка-шапочка с рогами.   женский головной убор- кичка и платок. Обувь- бахилы (легкие сапожки) и в качестве рабочей обуви- поршни.  Подобные технологии изготовления и набор элементов сохранялись на протяжении длительного времени, и были характерны  для  древнерусского костюма, а именно,  многослойность и функциональность женского древнерусского костюма.

В основе своей,  сформировавшийся к началу XVII века, комплекс женского казачьего костюма,  сохранялся некрасовками и в течение 254 лет пребывания некрасовской общины в Турции.  Тем не менее, костюм коренным образом отличается от южнорусского женского костюма XIX-начала XX века. Можно с уверенностью сказать, что,   не меняя кардинально технологию изготовления, крой и  набор предметов, костюм претерпевал изменения в своем цветовом звучании, декорировке, использовании тканей, явно испытывая азиатские, восточные, балканские влияния. Таким образом, сохранив архаичную конструкцию и комплектность  «допетровского»  времени, костюм приобрел иной  художественный образ и получил иное символико-декоративное звучание. Это дает право говорить о сформировавшемся в период пребывания в Турции, оригинального комплекса женского костюма именно казачки-некрасовки. 

Практически все предметы шились из ярких турецких тканей,  шелковых или из содержащих шелк. Основные цвета: красный,  желтый, зеленый,  с непременный присутствием черных контурных линий. Декор тканей- полоска,  в сочетании с нашивными декоративными элементами и съемными украшениями: длинные ряды мелких пуговиц, монеты, бисерные украшения на голове. Обилие съемных  украшений (серьги, «жерелки», монисто, пояса, браслеты), вплоть до живых цветов, украшавших головные уборы. Верхняя одежда (распашные куфайки, кухаенки) также шились из ярких полосатых тканей, с мелкой вертикальной стежкой. Общий силуэт костюма- облегающий верх, с узкими до локтя рукавами; пышные рукава и пышный низ (за счет стянутой мытозыками талии), много украшений, ярко выраженный головной убор; открытые до середины икры  ноги в белых чулках и темной обуви.

Ссылка на полное описание – $u Абрамова Т. Традиционный комплекс женской одежды в свадебном обряде казаков-некрасовцев (по материалам историко-этнографических экспедиций 1977-1984 гг. в Ставропольский край)//Известия Ростовского областного музея краеведения. Вып. 6.- Ростов-на-Дону, 1989.

Архипенко Н.А., Калиниченко И.Ю. материалы для изучения традиционного костюма казаков-некрасовцев: погребальная обрядовая одежда (полевые записи бесед в п. Новокумском по итогам экспедиции института социально-экономических и гуманитарных исследований южного научного центра РАН 2010 г.//В сб. научных статей «Казаки-рнекрасовцы: язык, история, культура. – Ростов н/Д: изд-во ЮНЦ РАН, 2012. С. 456.

Грязнова В.М., Желябова И.В.  и др. «Семантический словарь говора казаков-некрасовцев с лингвокультурологическим комментарием» — Ставрополь, 2012  (49 п.л.).

Записки Михаила Чайковского (Садык-Паши)//Сб. «Киевская старина» (ежемесячный исторический журнал, год одиннадцатый, т. 39 октябрь-декабрь). Киев, 1892.

Иванов-Желудков В.И.  Русское село в Малой Азии //Русский вестник.1866, июнь. С. 413-451.

Медведева В. Казаки-некрасовцы на чужбине и в России//Евразия. № 1. 1996.  С. 45-62.

Медведева В. Казаки-некрасовцы: на перекрестке культур//Музыкальная академия. № 3. 2002.  С.42-50.

Минорский В.Ф. У русских подданных султана. М., 1902.

Отчет о работе этнолингвистической экспедиции в п. Новокумский Левокумского района Ставропольского края в период с 30 апреля по 8 мая 2010 г. (начальник отряда н.с. Т.Ю. Власкина, исполнители: н.с. Архипенко Н.А., м.н.с. Власкина Н.А.). – Ростов н/Д, 2010.

Щепотьев В.П. Русская деревня в азиатской  Турции//В кн. Вестник Европы тридцатый год – кн. 8. С.-Пб.,1893. август.

Якоби Л.А. Культурное наследие казаков-некрасовцев//Монография. – Ставрополь, 2011. С. 320.

(гл. 2. «Особенности духовной и материальной культуры казаков-некрасовцев. Ч. 2.3. «Одежда». С. 113-126; Ч. 2.4. «Одежда в свадебном ритуале». С. 126-130).

Ямнова Т.И. Казаки-некрасовцы. История, судьба. Из опыта работы Старочеркасского музея с казакми-некрасовцами (по материалам историко-этнографических экспедиций 1978-2002 гг. в Ставропольский край)//В сб.материалов региональной научно-практической конференции «Казаки-некрасовцы» к 45-летию возвращения на историческую Родину.- Ставрополь, 2008. С. 99-111.

Ямнова Т.И. Жизнь казаков-некрасовцев в Турции. Русские путешественники о жизни казков- на чужбине и материалы собирательских экспедиций сотрудников Старочеркасского музея в Ставропольский край 1978-1991 гг.//Доклад на Международной конференции   «Проблемы самоидентификации этноконфессиональных групп в современном мире», посвященной 50-летию возвращения на историческую Родину.- пос. Новокумский, 2012.

 

333 – Сведения об особенностях распространения и использования ОНН
Тип примечания – $9 Частота, условия   и формы использования: в постоянно действующей экспозиции Новокумского филиала представлена коллекция традиционного женского костюма казачки-некрасовки; в повседневной жизни формы традиционного костюма  представлены при выступлениях народных фольклорных коллективов «Некрасовские казаки» и «Некрасовские казачата»; в бытовой жизни- в празднично-обрядовых случаях.
Краткий текст – $a Аутентичный костюм (комплексы и отдельные предметы) представлен в постоянно  действующей экспозиции  Новокумского филиала ГБУК «Ставропольский краевой музей изобразительных искусств». Реконструкции костюма из современных тканей изготовлены для участников народных фольклорных коллективов «Некрасовские казаки» и «Некрасовские казачата». В повседневной жизни старшее поколение некрасовок обязательно носит «уруменский» платок и «завеску»- как одни из элементов традиционного костюма. В особо торжественных случаях, праздники- общинные, семейные торжества (бракосочетание и пр.),  юбилейные, а также в обрядовые дни, некрасовки, как старшее поколение, так и более молодое (сегодня и дети) надевают традиционный костюм, вплоть до головных уборов («связки», «уруменский» платок), с обязательными  бисерными украшениями и живыми цветами.    
Ссылка на источник сведений – $u Фото  экспозиции, выступления фольклорных коллективов, праздники в повседневной жизни- домашние, общинные и храмовые праздники, посещение церкви

Сведения о наградах ОНН

334 – Сведения о наградах ОНН
Текст примечания – $a  
Название награды – $b  
Год присуждения – $c  
Страна присуждения – $d  
Ссылка на источник сведений – $u  

 

350 – Предметы, связанные с ОНН
Наименование Предмета – $a  Комплекс традиционного женского костюма  казаков-некрасовцев

 

Тип предмета – $9 Комплекс традиционного женского костюма  казаков-некрасовцев включает в себя верхнюю и теплую одежду, девичий и женский головные уборы. Каждый предмет костюма дополнен отделкой и украшениями (накладными, нашивными и съемными), являющимися неотделимой частью комплекса, а также аксессуарами  и разными типами обуви. Часть предметов представляют мужской костюм
Роль Предмета – $x Предметы мужского костюма

Бешмет – верхняя мужская одежда, стеганое полукафтанье из шелка или полушелковой ткани

Ворот –  расшитая грудь мужской нарядной рубахи

Порты (порки) – мужские штаны

 

Предметы женского костюма (в порядке надевания и деталей конструкции)

Одежда

Рубаха женская —  нательная одежда туникообразного кроя, состоит из чехлика, рукавов, стана; на верхнюю часть чехлика пришивается накладка; между рукавами и чехликом пришивалась ластовица:

Чехлик (чефлик, щефлик) – верхняя часть женской рубахи (лиф), на которую пришивается накладка

Подоплека – нашивка из яркой ткани на лифе женской рубахи

Лыл – верхняя узкая часть рукава женской рубахи до локтя

Подол – часть женской рубахи ниже пояса

Кырмыз – красная отделка по подолу

Ожерелок – ворот рубахи

 

Балахон  –   основной вид женской одежды, легкий распашной полукафтан с узкими короткими рукавами, надевается поверх рубахи:

Подпол – кусок дешевой ткани, вставляемый в полу балахона в месте, которое скрыто под завеской

Плащи – монеты, нашитые вдоль полы балахона (праздничная одежда)

 

Завеска – фартук, передник  (часто цветной) – обязательная часть костюма некрасовки как будничного, так и нарядного, обшивается широкой обтачкой (кырмыза)

 

Кухаенка – женская распашная стеганая кофта черного цвета с короткими рукавами

Кухайка – женское, густо стеганое  пальто из легкого глянцевого материала черного цвета

 

Головные уборы

Связка

1. девичий головной убор: сложенная в несколько раз полоска ткани (бордово-оранжево-черная), украшенная

различными оберегами, монетами, раковинами каури и украшениями из бисера

2. часть женского головного убора в виде широкой ленты из красной  ткани, простая или украшенная по краям

бусами, каменьями, бисерными украшениями, одевается на лоб

 

«Уруменский» платок-   головной убор замужней женщины,  красно-желтой расцветки, традиционно украшается бахромой. Состоял из нескольких элементов:

Каук (кавук) – часть повседневного головного убора, наполненный шерстью узкий валик из  хлопчатобумажной

ткани, который кладется на затылок к ушам и надевается под  платок

Шлычка (убор в виде повязки в форме птицы) – деталь будничного головного убора – кусок материи с выступом и завязками, ею  связывают волосы, надевается поверх каука, сверху повязывается платком

Связка (описание выше)

Платок –  один конец его украшался бахромой из разноцветных шерстяных ниток, а на голове он крепился при помощи булавок

Наметка – покупной квадратный платок, составлявший часть длинного платка некрасовки

 

Кичка – часть  праздничного женского головного убора, шапочка с двумя выступами по бокам в виде рогов

 

Отделка и украшения

Гайтан –  широкий плетеный шнур из желтой и черной шелковой нити, им «обводится» «ожерелок» (воротник) и делается верхняя петля для застежки

Зеньчуг – жемчуг

Кырмыз-  широкая обтачка из цветного, чаще красного материала, которой обшивают  подол завески, часто украшен вышивкой

Левнички – мелкие монеты, которыми украшали низ балахона

Махор – украшение из старинных монет

Монисты – ожерелье

Мутозики –  длинные завязки завески из разных кусочков ткани с пушистой кистью из разноцветных шерстяных нитей (подвязываются на поясе)

Мытозики  украшения из бисера

«Рыбки» и «курятники»- специальные булавки для головных уборов, украшения из бисера

Плащи – монеты, нашитые вдоль полы балахона (праздничная одежда)

Чаргунцы-  золотые монеты в несколько рядов, подвешенные на цепи, которая крепилась к связке над ушами

Япрак – медные, позолоченные украшения

 

Аксессуары

Зепь – съемный карман на пояске

Знуздамочка – платок, свернутый узкой полоской

Катавур (катаур) – девичий пояс с большой пряжкой (серебряной, в центре которой расположены два драгоценных камня)

Кулан – женский пояс из гаруса с махрами на концах

Ширинка (торкач) – небольшой нарядный шелковый или бумажный (носовой) платок

 

Обувь

Кундрочки – башмачки

Кундры – закрытые женские (мужские) туфли

Пандохлищки – туфли

Поршни – грубая рабочая обувь из целого куска кожи, стянутого бечевкой или ремешком

Ходули – самодельная грубая обувь для работы по хозяйству, состоит из деревянной  основы и полоски грубой

кожи сверху

Чирики – самодельная обувь с широким каблуком и тупым носком;  иногда для красоты обшивали по краям

ремешком из белой кожи. Женщины и девушки носили с ними грубые белые бумажные или шерстяные чулки

Рещёточки – гольфы

Особенности Предмета – $g Коллекция женского костюма (комплексы и отдельные предметы) представляет собой   аутентичный костюм казачек-некрасовок, сформировавшийся в Турции, относится к концу XIX- 1-й половине XX века. 
Публикуемое примечание – $r  
Непубликуемое примечание – $p  
Ссылка на расширенное описание – $u Абрамова Т. Традиционный комплекс женской одежды в свадебном обряде казаков-некрасовцев (по материалам историко-этнографических экспедиций 1977-1984 гг. в Ставропольский край)//Известия Ростовского областного музея краеведения. Вып. 6.- Ростов-на-Дону, 1989.

Архипенко Н.А., Калиниченко И.Ю. материалы для изучения традиционного костюма казаков-некрасовцев: погребальная обрядовая одежда (полевые записи бесед в п. Новокумском по итогам экспедиции института социально-экономических и гуманитарных исследований южного научного центра РАН 2010 г.//В сб. научных статей «Казаки-рнекрасовцы: язык, история, культура. – Ростов н/Д: изд-во ЮНЦ РАН, 2012. С. 456.

Грязнова В.М., Желябова И.В.  и др. «Семантический словарь говора казаков-некрасовцев с лингвокультурологическим комментарием» — Ставрополь, 2012  (49 п.л.).

Отчет о работе этнолингвистической экспедиции в п. Новокумский Левокумского района Ставропольского края в период с 30 апреля по 8 мая 2010 г. (начальник отряда н.с. Т.Ю. Власкина, исполнители: н.с. Архипенко Н.А., м.н.с. Власкина Н.А.). – Ростов н/Д, 2010.

Якоби Л.А. Культурное наследие казаков-некрасовцев//Монография. – Ставрополь, 2011. С. 320.

(гл. 2. «Особенности духовной и материальной культуры казаков-некрасовцев. Ч. 2.3. «Одежда». С. 113-126; Ч. 2.4. «Одежда в свадебном ритуале». С. 126-130).

Якоби Л.А. Словарь казаков-некрасовцев//Сб. «Песни казаков-некрасовцев».- Ставрополь, 2002. С. 113-120.

 

351 – Техники исполнения ОНН
Наименование техники – $a Техники исполнения и изготовления: крой, шитье, бисероплетение
Тип техники – $9  
Описание техники – $d Для изготовления предметов одежды (рубаха, балахлон, завеска, головные уборы- «связка» и «уруменский» платок) использовались хлопчатобумажные набивные ткани, позже  шелковые фабричного производства, турецкого происхождения. В качестве отделки и  украшений использовались монеты различного достоинства из разных металлов (для нашивных и съемных украшений), шерстяные и шелковые шнуры, камни,  изделия из бисера.
Непубликуемое примечание – $p  
Ссылка на расширенное описание – $u Абрамова Т. Традиционный комплекс женской одежды в свадебном обряде казаков-некрасовцев (по материалам историко-этнографических экспедиций 1977-1984 гг. в Ставропольский край)//Известия Ростовского областного музея краеведения. Вып. 6.- Ростов-на-Дону, 1989.

Архипенко Н.А., Калиниченко И.Ю. материалы для изучения традиционного костюма казаков-некрасовцев: погребальная обрядовая одежда (полевые записи бесед в п. Новокумском по итогам экспедиции института социально-экономических и гуманитарных исследований южного научного центра РАН 2010 г.//В сб. научных статей «Казаки-рнекрасовцы: язык, история, культура. – Ростов н/Д: изд-во ЮНЦ РАН, 2012. С. 456.

Грязнова В.М., Желябова И.В.  и др. «Семантический словарь говора казаков-некрасовцев с лингвокультурологическим комментарием» — Ставрополь, 2012  (49 п.л.).

Отчет о работе этнолингвистической экспедиции в п. Новокумский Левокумского района Ставропольского края в период с 30 апреля по 8 мая 2010 г. (начальник отряда н.с. Т.Ю. Власкина, исполнители: н.с. Архипенко Н.А., м.н.с. Власкина Н.А.). – Ростов н/Д, 2010.

Якоби Л.А. Культурное наследие казаков-некрасовцев//Монография. – Ставрополь, 2011. С. 320.

(гл. 2. «Особенности духовной и материальной культуры казаков-некрасовцев. Ч. 2.3. «Одежда». С. 113-126; Ч. 2.4. «Одежда в свадебном ритуале». С. 126-130).

Якоби Л.А. Словарь казаков-некрасовцев//Сб. «Песни казаков-некрасовцев».- Ставрополь, 2002. С. 113-120.

 

Носители (жители п. Новокумский)

 

1. Беликова Ирина Абрамовна (19.12.1941 г.р.); адрес:  ул. Мичурина, 38                 

2. Горина Арина Макеевна (08.03.1936 г.р.); адрес: ул. Виноградная, 18, кв. 2

3. Гулина Елена Кондратьевна (27.08.1950 г.р.); адрес: ул. Советская, д. 38

4. Елисютикова Татьяна Тимофеевна (12.01.1934 г.р.); адрес: ул. Виноградная, 26

5. Кузина Ольга Яковлевна (05.07.1965 г.р.); адрес:  ул. Виноградная, 14      

6. Миронова Агафья Васильевна (01.02.1955 г.р.); адрес:  ул. Мичурина. 33, кв. 2    

7. Пушечкина Евдокия Семеновна  (04.08.1932  г.р.); адрес: ул. Виноградная , 16                

8. Саничева Мария Захаровна (18.07.1935 г.р.); адрес: ул. Виноградная, 20              

9. Шкодрина Домна Тимофеевна (20.04.1931 г.р.); адрес: ул. Виноградная, 24                     

10. Ялуплина Степанида Трофимовна (01.10.1924 г.р.); адрес: ул. Горького, 27, кв. 2                    

 

603 – Принадлежность ОНН
Тип принадлежности – Инд.1 Русская культура
Значения принадлежности – $a Русский аутентичный

Ключевые слова

610 – Ключевые слова
Уровень ключевого слова – Инд.1 Основной: п.п. Новокумский, Кумская Долина,  казаки- некрасовцы,  коллекция женского костюма

Вторичный: костюм

Ключевое слово – $a Казаки-некрасовцы, «уруменский» платок, связка

 

701 – Лицо, имеющее отношение к ОНН
Тип ответственности – $4 Исследователь ГБУК СК «Ставропольский краевой музей изобразительных искусств»

355035 г. Ставрополь, ул. Дзержинского 115-119

тел.: 8 (8652) 26-54-78

e-mail: m1608muzeum@yandex.ru

Хранитель:  Новокумский филиал ГБУК СК «Ставропольский краевой музей изобразительных искусств»

357965 Ставропольский край, Левокумский район, пос. Новокумский, ул. Первомайская, 5 тел./факс (886543) 5-84-10

 

Носители: жители п. Новокумский

 

Фамилия лица –$a Белая
Имя Отчество лица – $g Зоя Александровна
Дополнение к имени – $c исследователь
Даты – $f  
Место работы/адрес – $p ГБУК СК «Ставропольский краевой музей изобразительных искусств»

355035 г. Ставрополь, ул. Дзержинского 115-119

тел.: 8 (8652) 26-54-78

e-mail: m1608muzeum@yandex.ru

Ссылка на АФ – $3  
   
Фамилия лица –$a Беликова
Имя Отчество лица – $g Ирина Абрамовна
Дополнение к имени – $c носитель; 19.12.1941 г.р.; адрес: п. Новокумский,  ул. Мичурина, 38              
Даты – $f  
Место работы/адрес – $p  
   
Фамилия лица –$a Горина
Имя Отчество лица – $g Арина Макеевна
Дополнение к имени – $c носитель; 08.03.1936 г.р.; адрес: п. Новокумский, ул. Виноградная, 18, кв. 2
Даты – $f  
Место работы/адрес – $p  
   
Фамилия лица –$a Гулина
Имя Отчество лица – $g Елена Кондратьевна
Дополнение к имени – $c носитель;27.08.1950 г.р.; адрес: п. Новокумский, ул. Советская, д. 38
Даты – $f  
Место работы/адрес – $p  
   
Фамилия лица –$a Елисютикова
Имя Отчество лица – $g Татьяна Тимофеевна
Дополнение к имени – $c носитель; 12.01.1934 г.р.; адрес: п. Новокумский, ул. Виноградная, 26
Даты – $f  
Место работы/адрес – $p  
   
Фамилия лица –$a Кузина           
Имя Отчество лица – $g Ольга Яковлевна
Дополнение к имени – $c носитель; 05.07.1965 г.р.; адрес: п. Новокумский,  ул. Виноградная, 14
Даты – $f  
Место работы/адрес – $p  
   
Фамилия лица –$a Миронова
Имя Отчество лица – $g Агафья Васильевна
Дополнение к имени – $c носитель; 01.02.1955 г.р.; адрес:  п. Новокумский, ул. Мичурина. 33, кв. 2    
Даты – $f  
Место работы/адрес – $p  
   
Фамилия лица –$a Пушечкина
Имя Отчество лица – $g Евдокия Семеновна 
Дополнение к имени – $c носитель; 04.08.1932  г.р.; адрес: п. Новокумский,  ул. Виноградная , 16
Даты – $f  
Место работы/адрес – $p  
   
Фамилия лица –$a Саничева
Имя Отчество лица – $g Мария Захаровна
Дополнение к имени – $c носитель; 18.07.1935 г.р.; адрес: п. Новокумский,  ул. Виноградная, 20         
Даты – $f  
Место работы/адрес – $p  
   
Фамилия лица –$a Шкодрина
Имя Отчество лица – $g Домна Тимофеевна
Дополнение к имени – $c носитель; 20.04.1931 г.р.; адрес: п. Новокумский, ул. Виноградная, 24
Даты – $f  
Место работы/адрес – $p  
   
Фамилия лица –$a Ялуплина
Имя Отчество лица – $g Степанида Трофимовна
Дополнение к имени – $c носитель; 01.10.1924 г.р.; адрес: п. Новокумский, ул. Горького, 27, кв. 2      
Даты – $f  
Место работы/адрес – $p  

 

712 – Организация, имеющая отношение к ОНН
Тип ответственности $4 ГБУК СК «Ставропольский краевой музей изобразительных искусств»

355035 г. Ставрополь, ул. Дзержинского 115-119

тел.: 8 (8652) 26-54-78

e-mail: m1608muzeum@yandex.ru

Название организации-$a ГБУК СК «Ставропольский краевой музей изобразительных искусств»

355035  г. Ставрополь, ул. Дзержинского 115-119

тел.: 8 (8652) 26-54-78

e-mail: m1608muzeum@yandex.ru

Структурное подразделение – $b Новокумский филиал ГБУК СК «Ставропольский краевой музей изобразительных искусств»

357965 Ставропольский край, Левокумский район, пос. Новокумский, ул. Первомайская, 5 тел./факс (886543) 5-84-10

Место нахождения временной организации – $e  
Дата существования временной организации – $f  
Местонахождение – $p  
Ссылка на АФ – $3  

 

488 – Ссылки полей записи на библиографические ресурсы
Классификатор ссылок – $9 Коллекция  «Этнография» (костюм) Новокумского филиала ГБУК СК «Ставропольский краевой музей изобразительных искусств»

357965 Ставропольский край, Левокумский район, пос. Новокумский, ул. Первомайская, 5 тел./факс (886543) 5-84-10

Наименование содержания ссылки – $a  
Наименование держателя ресурса – $b  
Идентификатор держателя ресурса – $c  
Ссылка на полный текст (url) – $u  
Ссылка на библиографический ресурс – $3  

 

856 – Формы фиксации ОНН
Тип фиксации – Инд.1 Фотофиксация  предметов, инвентаризация коллекции
Текст ссылки – $2  
Ссылка на ресурс – $u Фото предметов одежды и аксессуаров из фондов Новокумского филиала музея
Публикуемое примечание – $x  
Не публикуемое примечание – $z