Наименование ОНН

Казацкие  поверья   ст. Расшеватской

Язык наименования

rus

Сведения, относящиеся к наименованию

поверья

Современное место бытования ОНН

ст. Расшеватская   Ставропольского края

Собиратель объекта нематериального культурного наследия: 

Кирилл  Трофимович  Живило

Ф.И.О. носителя традиции (информанта, исполнителя, руководителя коллектива)

казак  Григорий Турищев

Описание

Несколько казацких  поверий в ст. Разшеватской, Кавказского уезда, Кубанской области 1882 г.

(Записаны учителем Расшеватской школы Кирилом Трофимовичем Живило со слов казака Григория Турищева)

Поверье о змеях

До грехопадения праотцев, Адама и Евы, все змеи жили в раю в полном распоряжении первых людей; но когда Ева была введена в искушение змеею и Бог осудил змею на вечное пресмыкание, то она сделалась навсегда врагом человека. Так как змея дала обещание Богу смертельно кусать людей, то Бог повелел убивать всех ядовитых змей. В настоящее время, кто желает спасти свою душу, должен непременно постараться убить по возможности больше змей, так как за каждую убитую змею Бог прощает человеку 12 грехов. Если человек увидит где-либо ядовитую змею, то обязательно должен убить ее чем бы то ни било. «Нет палки в руках, а хлеб, говорят здесь по этому поводу: бей хлебом, а не то топчи ногой!» Упустить змею считается большим грехом. Напротив, к неядовитым пресмыкающимся народ относится весьма дружелюбно. Убить ужа, который живет в доме, ловит мышей, поедает молоко в кувшинах, а то и обедает прямо с ребятами, считается грехом, и человека, убившего ужа, непременно постигнет какое-либо несчастие: или у него корова перестанет давать молоко, или случится какая- либо другая беда.

Две легенды о происхождении гор.

I.

Бог сотворил землю не словом Своим, а посеял семена, которые и дали ростки. Когда семена взошли, то Бог увидел, что земля выросла далеко не в совершенном виде, а редкая, поэтому Он велел ангелам сдвинуть ее поплотнее. Как на земле приказание старшего вызывает со стороны младших, смотря по чину и власти, старание точнее выполнить его, и от чрезмерного усердия дело часто только портится, так то же случилось и на небе. Ангелы, желая угодить Богу, так сдвинули землю, что она покоробилась и образовала горы и разные другие возвышенности.

II.

Когда Бог добыл Себе семян земли, то дьявол каким то образом успел украсть нисколько этих семян и себе. Для того, чтобы не потерять их и скрыть следы своего воровства, дьявол все уворованные семена положил себе за щеку. Когда Бог посеял землю и семена начали быстро расти, то, к ужасу нечистого духа, пустили ростки и семена, находившиеся у него за щекою; при этом они настолько быстро росли, что стали препятствовать дьяволу даже жевать пищу. Чтобы избавиться от этого несчастия, дьявол начал своей лапой вытаскивать кусочки земли из -за щеки и бросать в разных местах: куда попал большой кусок, там выросла большая гора, а куда маленький, — там образовался курган или небольшая возвышенность. Однако, как ни старался дьявол поскорее выбросить изо рта всю землю, он не успел исполнить этого, потому что семена быстро росли; пришлось разорвать щеку, чтобы освободиться от земли. Вот почему и рисуется дьявол с открытыми зубами.

Космогоническия поверья.

Млечный путь—путь солнца. Радуга—подпирает тучи, чтобы они не падали, и набирает воду.

Затмение солнца показывает, что оно мучится, страдает за наши грехи. Если затмение случится во время войны, то говорят: «черное солнышко спорило с белым, кто выйдет победителем: турки или русские». Исход борьбы всегда в пользу русских. Знаки на луне- тучи.

Землетрясение производить кит -рыба своим перышком; она же держит и землю.

Гром производить Илья пророк на огненной колеснице; стрелами он бьет змия, который хоронится в облака. Если пророк Илья по ошибке убьет человека, то последний считается святым. Если от грома загорится дом, то это значить, что змий убить и кровь его произвела пожарь. Громовой стрелой лечат колики в животе, обводя его кругами.

Разные предрассудки и поверья

1)         Комета предзнаменует войну.

2)         Падающие звезды обозначают смерть людей. Если же кто, всмотревшись пристально на небо, увидит там новую звезду, то это означает рождение человека.

3)         Первый ударь колокола в церкви, «разгон», делается с паузою для того, чтобы дать возможность злым духам разбежаться.

4)         Если заяц или священник перейдут дорогу, или встретится женщина с пустыми ведрами, то будет несчастие; если же к священнику подойти и попросить благословения, то ничего дурного не будет.

5)         Человек, который первый протрезвонит после освящения пасок, никогда не будет пойман в воровстве.

6)         Если дети скоро умирают, т. е. недолговечны, то берут первых встречных лиц в кумовья.

7)         Когда женщина трудно рождает, то просить у всех прощение, так как обилие грехов не позволяет выйти ребенку из утробы матери; затем бабка зовет мужа, чтобы он переступил три раза через ноги родильницы, снимает у нее сережки, расплетает косы, а в крайнем случай просят «батюшку» отворить царские врата, что священник и выполняет в точности. Если ребенок мало показывает признаков жизни, то бабка громко начинает произносить имя отца, а когда ребенок в таком случай закричит, то говорят – «бабка едва откликала». Если ребенок родится в рубашке, то будет счастлив; рубашка же сушится и носится на шее от лихорадки.

8)         Обрезанные ногти нужно власть в пазyxy, а не бросать на землю, чтобы в аду не заставили вытаскивать их из огня.

9)         Ходить по комнате, обувши только одну ногу, нельзя, так как в этом случай непременно умрет мать.

10)       Солнце имеет мать, которая всегда его обмывает, а потому садиться в ветру против солнца задом грех, так как этим можно увеличить труд матери по омыванию краснаго солнышка.

11)       Ничего нельзя выбрасывать из овна, чтобы на том свете душе не метали чего-нибудь.

12)       Стрельба на «Иордане», в день Богоявления, по мнению народа, производится потому, что все черти, при погружении креста в воду, выскакивают из воды, где они обыкновенно проживают. Поэтому каждый владеть возможно больший заряд в ружье, чтобы убить злого духа.

Сведения об особенностях ОНН

В настоящее время вышло из активной традиции. В целом, бытование находится на грани исчезновения, утрате традиции способствует отсутствие передачи от исполнителя к слушателю

Сведения об особенностях распространения и использования ОНН

устная

Ссылки на библиографическое описание ОНН

Сборник материалов для описания местностей и племен Кавказа 1882г. выпуск №3                           

  1. Место хранения:

Библиотека ГБУК «СКДНТ»