Храмовый престольный праздник казаков-некрасовцев
(обряд празднования Храмового праздника в некрасовской церкви Успения Божьей Матери)
1. Объект нематериального культурного наследия (историко-этнографическая справка):
У некрасовских казаков, что живут в поселках Новокумский и Кумская Долина (Мажары) Левокумского района Ставропольского края, традиция празднования престольных праздников ведётся «от дедов дедов». Этому обряду более 300 лет, если считать 250 лет прожитых в турецком изгнании и 60 лет после возвращения на Родину. По преданиям эта традиция не прерывалась никогда. Казаки этот праздник называют Храм.
В посёлке Кумская Долина (Мажары) храм бывает на Троицу. В то время как в п. Новокумский, где находится церковь «Успения Божьей Матери» два праздника, на Успение и на Жаны-Мироносицы. По словам Елены Кондратьевны Гулиной, большого знатока некрасовского фольклора, два престольных праздника в одной церкви повелось делать ещё со времен, когда казаки уходили из России в Турцию.
Сам праздник состоит из нескольких взаимосвязанных обрядов.
Накануне праздника, бывает за месяц, бывает за 10 дней, кто-то из прихожан говорит священнику о желании «взять Храм». Это значит, что в доме у этих людей будут готовить и кормить всех прихожан и гостей праздника. За неделю до Храма, после воскресной службы, священник в церкви объявляет, что приближается праздник, говорит кто берёт на себя труды по приготовлению праздничного обеда.
После этого благословляет двух человек пройти по домам казаков «с крестом». Все расходятся из церкви, а выбранным ходокам дают металлическое блюдо, покрытое платком, на который кладут большой, около 40 см металлический крест. Ходоки, обычно это женщины, молятся, целуют крест и прямо из церкви начинают обходить дома всех казаков, проживающих в посёлке.
Их ждут. Хозяева дома, куда пришли с крестом, молятся на крест, целуют его и опускают в сумочку деньги, кто сколько может. Определённой суммы нет — у кого сколько есть желания и возможности. Через родственников деньги могут передавать и из другого поселка или станицы. Так же могут пожертвовать домашнюю птицу или овечку. Её отнесут в тот дом, где будет Храм.
Когда обход завершён, то всю сумму отдают тем, кто взял себе Храм. Эти деньги пойдут на покупку продуктов. Если денег недостаточно, то хозяева праздника добавят свои. Сколько денег собрали, сколько добавили хозяева, никогда не озвучивается и не обсуждается. У некрасовцев есть старинная присказка: «Если правая рука даёт милостыню, то левая не должна знать об этом». Во время проживания казаков в Турции у них был обычай «тайная милость».
Согласно одному из заветов Некрасова, по которым жила община: «Сиротам и вдовам помогает круг, казак казаку может помогать только тайно». То есть, если по соседству жила старенькая женщина или по какой-то причине семья бедствовала, то любой мог положить у порога либо хлебушек, завёрнутый в тряпочку, либо несколько яиц, реже монетку. Положат, постучат в окошко и уходят, прежде чем их увидят. А уж тот, кто принял подношение, молился несколько лестовок «за милость творящих, милующих и питающих». Перебирают бобочки на лестовке и говорят «господи, спаси, сохрани и помилуй милующих и питающих».
Хорошо, конечно, получить что-то, но это тот случай, когда лучше давать, чем брать. Дают тайно, чтобы не обидеть человека, а получают взамен помощь от Бога. В этом смысл тайной милости.
Возвращаемся к хозяевам праздника. У них начинается работа. Закупают сахар, рис, свежую и сухую рыбу. Если нет, то кладут «гарнушку». Это низкая дровяная уличная печка. Готовят столы и лавки, большие чугуны и кастрюли. Работы много, поэтому хозяевам помогают родственники, до 10-15 человек.
В день праздника в церкви служат торжественную литургию, а потом молебен «за всех милующих и питающих, и за всех православных христиан».
В конце службы прихожане «подходят под крест». Священник благословляет каждого крестом, и всем дают по 2-3 кусочка «просИры» — освященного хлеба, политого красным вином и маслом.
Праздников, на которые пекут и освещают «просИру» в году 12 – это Пасха, Рождество Христово, Троица, Успение, Крещение, Жаны-Мироносицы, ПетроПавлы, Сретенье Господне, Воздвижение Креста Господня, Преображение Господне, Никола зимний, Никола летний. Накануне праздника одна из казачек печёт 5 хлебов в русской печи, а во время службы их освящают вместе с вином и маслом. Затем хлеб уносят в алтарь и выносят в конце службы уже порезанным и политым вином и маслом. Пять хлебов в память о том, что Иисус Христос накормил множество людей пятью хлебами.
Хозяева праздника, занятые последними приготовлениями, приходят в церковь уже к окончанию службы. И когда служба закончится приглашают всех к себе:
— Люди добрые, приглашаем всех, от мАла до велИка, на Божий Храм. Поедим то, что Бог послал.
Выносят икону (обычно это доверяют подросткам из родственников хозяев), подсвечник, просИру и крестным ходом идут в тот дом, где будет обед.
Женщины и мужчины, которые готовили и не были на службе, переодетые в старинные одежды, встречают икону и людей у калитки. Под торжественные песнопения хозяева, а затем и все остальные попарно, «подходят под икону», молятся, кланяются в землю и целуют икону. Затем хозяйка накрывает икону платком и вдвоём с хозяином заносят её в дом. Икона будет находиться у них 40 дней, а перед ней 40 дней будет гореть лампада. Потом её вернут в церковь. Смысл праздника в том, что приглашают Богородицу в дом, и надеются на её заступничество и помощь.
Вслед за иконой люди заходят в дом, здесь ещё раз молятся, «подходят под крест» те кто готовил, им раздают просИру, которую принесли с крестным ходом, и всех ещё раз приглашают к столу. На столах уже стоят тарелки с рыбным стюденем, красным сладким стюденем, отварное холодное мясо птицы, хлеб.
Затем поочерёдно подают борщ, лапшу, пирожки. жареную рыбу, картофельное пюре с тушёной говядиной, тушёную баранину. К борщу подают «пироги с кашей». Поскольку это праздничный обед ставят вино, пиво, водку. На десерт подают сладкие пышечки. Обильный обед, но большинство блюд старинные и хочется сохранить традиции.
Например, рыбный стюдень. Его готовят на основе домашнего хлебного кваса. Сухую рыбу слегка запекают на углях, чтобы придать приятный запах. Затем варят несколько минут, чтобы легче сходила шкурка. Сваренную рыбу очищают от шкурки, плавников и плёнок. Очищенное филе разрывают на небольшие кусочки и смешивают с квасом, добавляют мелко нарезанные лимон и укроп.
Красный стюдень — сладкий. Для сладкого стюденя ножом мелко нарезают в равных частях капусту, отварную свеклу, очищенные огурцы, немного лимона, чеснок и укроп. Овощи до размера 1-2 мм, по-старинному нарезают ножом. Затем всё выкладывают в квас, вымешивают и добавляют немного соли и сахар. Сахара кладут на ведро примерно 1,5-2 кг.
Эти блюда требуют много времени на приготовление, поэтому считаются праздничными. В повседневности тоже ели квас – весной с огурцом и зеленью, зимой с квашеной капустой, летом с обваренным сладким перцем. Все эти рецепты относятся к тому времени, когда слагались поговорки «где квас там и гуща», «худой квас лучше хорошей еды».
Пироги с кашей, которые выпекают в русской печи, так же имеют давнюю традицию.
На Храм или Поминки пекут пироги с рисом, а дома, для своих, такие же пироги пекут с тыквой или сливами. Пироги пекут из дрожжевого теста. Для начинки варят рисовую кашу, в которую добавляют немного подсолнечного масла, сахара и изюма. Пироги имеют форму большого, 35-40 сантиметров, пирожка, их перед подачей на стол разрезают на куски.
Рыба всегда была у казаков в рационе, а мясо во времена проживания в Турции ели не часто. Поэтому обилие мяса на современном застолье — это потому, что жить стали побогаче.
Песен на Храме не поют, это время, когда можно просто отдохнуть и пообщаться. Обычно на праздник приезжают гости и родственники. Приезжают казаки из другой церкви, Новокумские едут на Троицу в Кумскую Долину (Мажары), а те — в посёлок Новокумский на Успение и Жаны–Мироносицы. Для этого хозяева праздника заказывают транспорт, кто-то из казаков едет в церковь другого села и приглашает всех на Божий Храм. После праздника их отвозят домой.
После того как людей покормят, хозяева собирают кулёчки для стариков и больных. Их разносят по домам. В кулёк обязательно кладут пирог с кашей, жареную рыбу и сладкие пышечки, остальное по желанию хозяев. Могут налить «стюдянькю» или борща. И только теперь те, кто готовил праздничный обед, сами садятся за стол.
Эта традиция, празднования престольного праздника, жива и сейчас. Но стариков становится всё меньше. А будет ли молодёжь продолжать её, покажет время.
2. Место бытования (село, деревня, округ):
Ставропольский края, Левокумский муниципальный округ, посёлок Новокумский, посёлок Кумская Долина (Мажары)
3. Формы бытования, выражения соответствующего объекта:
Обрядовые комплексы и праздники. Календарные обряды
4. Ценность культурного явления или формы выражения с исторической, художественной, этнологической, антропологической, лингвистической точек зрения:
Обряд проводят казаки-некрасовцы родившееся в Турции, (город Коджагёль)
5. Механизм, способы, формы, средства передачи традиции:
Обряд проводится в настоящее время казаками-некрасовцами на Троицу, Успение и Жаны-Мироносицы (жены-мироносицы). Обряд передается из поколения в поколение.
6. Степень научной разработанности: малоизучено
7. Органы, учреждения, лица, представляющие объект нематериального культурного наследия:
8. Название учреждения (организации):
муниципальное бюджетное учреждение Левокумского муниципального округа Ставропольского края «Центр традиционной русской культуры казаков-некрасовцев и духовных молокан»
Почтовый адрес: 357965, Ставропольский край, Левокумский район, п. Новокумский, ул. Мичурина, 1Б
Контактный телефон: 8 (86543) 5-86-24
e-mail: etnoderevnya@mail.ru
Ф.И.О. руководителя: Князева Элла Вячеславовна