Наименование ОНН

Мужик Ущит Щёрта

Язык наименования

rus

Сведения, относящиеся к наименованию

сказка

Современное место бытования ОНН

Пос. Новокумский Левокумского муниципального района Ставропольского края

 

Собиратель объекта нематериального культурного наследия:  

Л. А. Якоби

Ф.И.О. носителя традиции (информанта, исполнителя, руководителя коллектива): Аксинья Тимофеевна Пушечкина (участница ансамбля «Некрасовские казаки», сказительница)

 

Описание

Была одна станица в Ерохином царстве, да та­кая приверженная до религии, што подумать о ней нищаво плохого нельзя. Все старики, молодые казаки в той праведной станице под­щинялись попам: што скажут попы, то казаки делают. Кругом были другие станицы, да толькя в них было всё не так. Казаки играли на гармонии, ходили в шинок молодые и ста­рые. А в праведной станице нищаво такого не было, все такие дела считались грехом. Живёт сатана в аду и места сабе не на­ходит. Никак ня может успокоиться, што есть такая праведная станица в Ерохином государстве, што нет в ней ни шинкох, ни веселья, а казаки толькя одно знают — молитву щитают да в церкву ходят. Тогда сата­на надумал послать в праведную станицу одного беса, штобы он сотворил какой-нибудь грех, ну, штоб молодых отвлёк от церкви. Приходит от сатаны бес в праведную станицу. Сколь­кя он ни ходил, щаво ня делал, толькя нищаво у него не полущилось. Мущился, мущился бес да возвернулся до самого сатаны сумным. Не исполнил он задания, ника­кой работы ня сделал, не сумел праведных казакох в грех совратить. Сатана в обиде на беса, што у того разу­ма не хватило. Подумал, подумал сатана да прикрепил до беса помощником еще одного беса. Прикрепил да гутарит:

— Иди, проводи работу. В станице попы всё де­лают по-своему, люди у них в подчинении. Ня может то­го быть, штобы казаки не грешили, а мы, бесы, были хуже попох.

Бес обратно пошёл. Приходят они вдвох с помощни­ком в станицу. До кого ни обращались, толькя нищаво у них не полущилось. Три года проходили они в правед­ной станице без толку. Бес, што ходил за атаманка, щуть с ума не сошел, а поделать нищаво ня может, не полу­щается у него, да и помощник оказался непригодным для такого дела. Думал, думал бес да обратно пошел до сатаны. При­ходит, а сам ня знает, што ему гутарить. Сатана не сдер­жался, стал крищать. Крищал, крищал и обратно его по­сылает:

  • Иди да не выходи из станицы, на глаза мне не по­казывайся! Если хоть самого малого греха не сотворишь в этой станице, в ад тебя не пущу.

Делать нещаво, пошел бес. Идет, а сам плащет:

  • Што делать буду? Как таперища явлюсь до сатаны? Где буду жить?

Навстрещу бесу идет простой казак. Увидал он, што щёрт плащет, спрашивает яво:

  • Што ты, бес, плащешь?
  • Эх, друг любезный, была бы табе такое наказанье, как мне, ты ба тожа плакал. Три года хожу в эту пра­ведную станицу, а нищаво у меня не полущается.
  • А для щаво ты ходишь в станицу?
  • Грех хощу сотворить, среди праведных казакох расслойку сделать, штобы они богу молились, да и щёрта не забывали.
  • Э, дурной ты! Это самое простое дело, — отвещает казак. — За три года можно было такое наделать, што вся станица не стала бы ходить в церкву.
  • Казак, помоги мне! Век табе не забуду. Я табе де­нег дам, щаргунцех золотых, толькя вызволи меня из бе­ды. А то на глаза до сатаны показаться нельзя. А куда я денусь, когда в ад меня сатана не пустит?!

Казак совет дал бесу:

  • А ты пойди в ту праведную станицу, отыщи бога­того человека, явись ему во сне, да пусть он увидит ши­нок, как в нём народ пьёт вино, музыка играет, деньги до него сыпятся. Тогда посмотришь: поп будет звонить, а люди не в церкву, а в шинок пойдут. Тогда толькя пиши про грехи, бумаги не хватит!

Обрадовался бес, на радости целый щувал денег ка­заку принёс, и все одни щаргунцы. Отблагодарил бес ка­зака и в станицу пошёл. Приходит в дом до богатого ка­зака, сел у порога, где веник стоит. Дождался нощи. За­снул богатый казак. Щёрт ему в голову внедряет сон. Казаку снится, будто у него свой шинок, много водки, музыка играет, люди все идут до няво, пьют водку, платят деньги. Деньги плывут в щувал, и всё щар­гунцы.

Опрокинулся утром богатый да гутарит жане:

  • Жана, я сон хороший видал.
  • Какой?
  • Вижу шинок, и будто он мой. Купил я вина, музы­ка играет, а народу в шинке полно, деньги со всей станицы казаки нясут мне. Давай, жана, шинок по­строим.

Жана отвещает:

Брось, муж, греховное дело. Богу угождай.

  • Богу-то угождай, жена, да щёрта ня забывай.
  • Греховодник ты, муж.
  • Нет, жана, попытаем сщастья! Такое дело хорошее оставлять без внимания нельзя.

Бес-то стоит около богатого, радуется, што казак со­гласился. Приходит щёрт до сатаны веселый. Сатана спрашивает:

  • Ну, как? Сотворил грех?
  • Еще не сотворил, но дело полущается. Богатый ка­зак шинок думает открыть.
  • Хорошо!— ответил сатана. — Молодец! Сотворишь грех — атаманком табе сделаю!

Доложил бес сатане об этом деле да воротился в ста­ницу. Богатый мужик поехал в город, привёз вина, музы­ку, открыл шинок, нащал торговать. Пришла суббота, поп звонит в церкви, а в шинке музыка играет. Молодые все повалили в шинок, а старые пошли до церкви. Няделю так торговал мужик, дру­гую, третью, а потом и старики стали заглядывать в шинок.

В щетвёртую субботу в шинке собрались старые и мо­лодые. Сидят. Взяли попробовать по стаканщику. Ну, си­дят да пробуют. Казаки поналивались, как чеботари1, ста­ли вспоминать, кто у кого што брал, кто кому што должон, кто кому што ня дал. Вспоминали, вспоминали да заспо­рили. Нащалась драка. А щёрт тут жа в шинке вертится, веселый, помогает казакам ругаться, драться. Ну, пошла станица гулять каждый день. Полущился в праведной станице великий раскол. Грешные стали превышать праведных. Прошло с полгода. Грешные превысили праведных, до попа в церкву ходить было некому. Тут щёрт стоит, думает: «Не надумал я, как людей своротить с пути праведного, а простой казак со­образил, што делать надобно». Пришёл бес до сатаны, стал гутарить:

  • Вот, сатана-батюшка, время какое пришло — лю­ди стали нас, щертей, ущить.

Сатана потирает руки да отвещает:

— Поживешь, бес, на веку да поклонишься мужику, он табе уму-разуму наущит!

Сведения об особенностях ОНН

В настоящее время выходит из активной традиции, сохраняясь в памяти старшего поколения. В целом, бытование находится на грани исчезновения, утрате традиции способствует отсутствие передачи от исполнителя к слушателю

Сведения об особенностях распространения и использования ОНН

устная

Ссылки на библиографическое описание ОНН

Якоби Л. А.  Сказки казаков-некрасовцев. Ставрополь 2013 г