Наименование ОНН

Охотник Спас Девушку

Язык наименования

rus

Сведения, относящиеся к наименованию

сказка

Современное место бытования ОНН

Пос. Новокумский Левокумского муниципального района Ставропольского края

 

Собиратель объекта нематериального культурного наследия:  

Л. А. Якоби

Ф.И.О. носителя традиции (информанта, исполнителя, руководителя коллектива): Аксинья Тимофеевна Пушечкина (участница ансамбля «Некрасовские казаки», сказительница)

 

Описание

Жил старик со старухой, нашли они сабе сына, а потом дощку. Сына назвали Ваней, а дощ­ку — Машенькой. Жить-пожить, старик со старухой померли. Остались брат с сестрой сиротами. Вот живут брат с сестрой год, два и три. Ваня вырос, а Маше исполнилось щетырна­дцать годох. Пришло время на службу брату идти. Он думает: «Кому сестру приказать? Она же безродная. Щужим людям прика­зать — будут измываться над ней». Думал, думал да надумал: «Прикажу я свою сестру попу. Поп — добрый щеловек, божественный, он её убе­режет». Отдал Ваня сестру попу, а сам на службу пошёл. Живёт Маша у попа хорошо год. И отписала она бра­ту, што живёт хорошо. А Ваня сестре отписал: «И я хорошо живу». Прожила Маша второй год и тоже отписала брату, што живёт хорошо. А брат ей ответил, што и он хорошо живёт. Пошёл третий год. Маша стала на возрасте: ис­полнилось ей семнадцать годох. Смотрит на неё поп да дивуется: «Вот красавица, на свете такой не сыщешь!» День на неё смотрит, другой, третий, да разговоры стал с ней разговаривать. То одно у неё спросит, то другое попро­сит, то пошлёт за щем-нибудь в лавку или до знакомых. Любовался, любовался поп Машей да задумал худые мысли совершить.

Как-то один раз вещером поп стал Маше предлагать нехорошее дело. Она стала плакать:

  • Как жа это, батюшка, можно? Я сирота, пожалели б меня. Это ж грех-то какой. Утопиться потом можно.
  • Нищаво, моя щадушка, бог милостив — простит. Я замолю и твой и свой грех, а люди знать ня будут.

Ну, вот поп приглашает Машу в баню. Пришли они в баню, поп-то, басурманская душа, насмеялся над ней. Как только земля такого антихриста терпела! Ня помнит девощка, как она домонь пришла. Толькя на другой день встала она и думает: «Придёт брат, узна­ет да меня застрелит». Думала, думала да решила уйти, куда глаза глядят. Бросила она дом попа-антихриста, побегла в лес, а са­ма думает: «Няхай меня в лесу волки растерзают!» С год она так-то по лесу ходила. Ну, ходила, ходила Маша по лесу, до того доходилась, вся оборвалась. Тогда влезла она на высокое-высокое дерево, сядит голая. Сядит она наверху, слышит, как идут три охотника. А у этих охотникох была собака. Вот подошли охотники до дерева, остановились, а со­бака бросилась к дереву, стала лаягь. Лает и лает на дерево. Оглядели охотники кругом, нищаво не увидали. А рядом с этим деревом рещкя протекала. Вот один охотни­щек нагибается до рещки воды попить, а в воде щеловещья тень. Глянул охотник на дерево, увидал девку. Вот он и гутарит:

  • Девка, слазь!

Девка яму отвещает:

  • Я ба рада слезть, да на мне рубашки нету.

А он обратно ей гутарит:

  • Девка, слазь!

А она яму отвещает:

  • Я голая.

Тогда другой охотничек гутарит:

  • Бросим ей одежду, а сами пойдём дальше.

А первый охотник недобрую душу имел. Вот он отве­щает:

  • Нет, давайтя её убьём, да и всё тут, Может, она дикая.

Тогда третий охотнищек, самый молодой, звали его Иванушкой, сказал:

  • Братцы, у меня две рубашки, двое штанох. Я сни­му и дам ей, пускай она оденется.

Скинул Иванушка рубашку, штаны да бросил Маше на дерево, сам отошёл, а другим охотникам приказал, чтоб они тожа отошли. Маша надела рубашку, штаны, слезла с дерева, подо­шла к рещке, умылась, убрала волосы на голове, стала и стоит. Подошли охотнищки, глянули на неё, а она та­кая красавица, што в свете такой не сыщешь! Тут два охотника заспорили между собой. Один крищит:

  • Я возьму!

Другой крищит:

  • Нет, я возьму!

Делили они, делили, да не поделили. Не поделимша, подрались. А пуще всех кричал да дрался тот охотник, што застрелить Машу хотел. Тут-то третий, самый ласко­вый, Иванушка, стал гутарить:

  • Что жа вы! Рубашку никто дать не хотел, а тапе­рища всем она нужна стала?! Давайтя её спросим, с кем она сама пойдёт, тот возьмёт её с собой домонь.

Ну, согласились охотники. Иванушка тогда спраши­вает:

  • Девка, с кем ты пойдёшь?

Маша отвещает ему:

—  Я с тем пойду, кто меня в бяде не покинул, одежу мне дал, жизни меня не захотел лишить.

Взял тогда её Иванушка-охотнищек да привёл домонь. Привёл и гутарит:

— Батюшка с матушкой, я был в лясу, нашёл вот эту девощкю. Она согласилась со мною до нас домонь идти. Родных у неё нет, она в лесу жила. Как вы рассудите?

Отец, мать Иванушки отвещают:

  • Сироту, сынок, надо принять. Няхай она у нас жи­вет за родную дощь.

Мать Иванушки спрашивает Машу:

  • Как табе, щадушка, зовут?
  • Машей.
  • Признаешь нас, Маша, за родителей — оставайся.

Маша дала согласие. Стала Маша жить в доме Иванушки. Год она жила, а потом полюбила Иванушку, а он её полюбил. Ну, уговорились они пожаниться. Вот Иванушка спрашива­ет отца, мать:

  • Батюшка с матушкой!
  • Щаво, сынок?
  • Ндравится Маша вам?

Отец, мать отвещают:

  • Ндравится.
  • Благословитя нас.

Отец, мать дали согласие, благословили сына и на­званную дощку. Собрали они родных, и всем Маша пондравилась. Толькя старшей золовке не пондравилась. Отец, мать стали свадьбу играть. Иванушка рад-радешенек свадьбе. А старшая золовка взяла зелье, развела в вине, дала Маше выпить. А Иванушка видел всё это злое золовкино дело, вырвал зелье да крепко золовку побил. Сыграли свадьбу. Иванушка с Машей отделились, стали жить одни, а потом до них пришли отец с матерью. А про попа слыхала я. Пришел он раз камыш косить. Толькя зашёл на гряду, а из камыша выбег кабан, да и бросился на попа, запорол его клыками. Ну, туда ему и дорога. От судьбы не уйдешь! Ни конному, ни пешему судьбу не миновать. А Маша с Иванушкой живут счастливо, любят друг дружку. Я у них в гостях была, водощку и сладкую наливку пила. Молодая меня пирогами угощала. До щаво ж Маша красивая да ласковая! Такой жаны в свете не сыщешь! Они с Иванушкой и таперь хорошо живут. Я вот всё до них в гости собираюсь.

Сведения об особенностях ОНН

В настоящее время выходит из активной традиции, сохраняясь в памяти старшего поколения. В целом, бытование находится на грани исчезновения, утрате традиции способствует отсутствие передачи от исполнителя к слушателю

Сведения об особенностях распространения и использования ОНН

устная

Ссылки на библиографическое описание ОНН

Якоби Л. А.  Сказки казаков-некрасовцев. Ставрополь 2013 г