Творческое наследие сказочницы Аксиньи Тимофеевны Пушечкиной из поселка Новокумский Левокумского района Ставропольского края
Категория: Народное исполнительство / Наследие выдающихся исполнителей, Народное исполнительство / Словесные жанры |
Конфессиональная принадлежность: Старообрядчество |
Этнос: Казаки |
Места бытования: Российская Федерация, Ставропольский край, поселок Новокумский Левокумского района |
Язык: Русский |
Описание
Аксинья Тимофеевна Пушечкина принадлежит к тому поколению казаков-некрасовцев, которые родились в Турции на озере Майнос в поселке Коджа-Гёль. Она родилась в 1945 г. и вместе со свои родственниками вернулась в Россию, когда ей было восемнадцать лет. К этому моменту она уже была замужней женщиной и поэтому после возвращения уже не училась в советской школе, поэтому имеет только несколько классов турецкой школы.
В основном она известна как певица и участница фольклорного ансамбля. Однако от нее было записано 15 сказок, в том числе многие повторно, что позволяет говорить о ней как об оригинальной сказочнице.
Аксинья Тимофеевна относится к представителям семьи Бокачёвых. Ее мать Анна Мефодьевна Бокачева принадлежала к среднему поколению некрасовцев, которые переселились в 1962 г. в Россию уже в зрелом возрасте. Ей было 53 года, когда она покинула Коджа-Гёль и поселилась в поселке Новокумский Ставропольского края. Она известна собирателям прежде всего как певица. Однако от нее были записаны и сказки (4 сюжетных типа): Брат сборол трех змеев-оборотней, Кюсей Безбородный, Сивилюшка-Вилюшка и Финист-сокол. Две сказки из этого списка есть в репертуаре Аксиньи Тимофеевны, а о двух других она не упоминала. Когда ее спросили об этих сюжетах, то она не смогла их вспомнить, хотя сказала, что мама их рассказывала.
К сожалению, мы не знаем от кого Анне Мефодьевне достался дар рассказывать сказки, но многие ее односельчане уверено говорят, что этот дар связан с родом Бандеровских, представители которого отличались веселостью нрава, умением интересно рассказывать разные истории и прекрасно петь. Анна Мефодьевна по отцу принадлежала к этому роду.
Ее младшей дочерью и является Аксинья Тимофеевна Пушечкина, унаследовавшая от матери умение рассказывать сказки. Аксинья Тимофеевна прекрасно пела, но по ее собственному замечанию всегда хотела рассказывать, но до самого последнего времени у нее о сказках не спрашивали, а повода их рассказывать, когда дети выросли, у нее не было, поскольку внуки живут отдельно.
От нее зафиксировано 15 сюжетных типов, которые она узнала от матери. У нее несколько иная, чем у матери манера рассказывания (более быстрый темп речи, обилие уменьшительно-ласкательных суффиксов, интерес к деталям, наличие мотивировок действий персонажей), но структура повествования и принцип построения сюжета совпадает с материнским. Аксинья Тимофеевна считает, что ее мама была прекрасной сказочницей и знала много сказок, которые с удовольствием слушали все родственники.
Репертуар Аксиньи Тимофеевны довольно разнообразный. Сказки от нее записывали несколько человек. Прежде всего В.Н. Никитина и А.Н. Иванов, участники Фонда «Светославъ» и ансамбля «Лествица» в 2015 г., в 2016 и 2022 году В.Е. Добровольская, в 2017 г. Е.А. Дорохова. Таким образом, выявлен не только репертуар Аксиньи Тимофеевны, но и сделаны многочисленные повторные записи большинства сказок, что позволяет говорить об импровизационной манере исполнительницы.
Репертуар Аксиньи Тимофеевны включает следующие сюжеты: Лиса и волк; Как служили дочки за отца службу; Царская дщерь и пастух; Братец и сестрица; Золотая рыбка; Курочка Ряба; Синий Сокол; Иосиф Прекрасный; Гуси-лебеди; О Иванушке-дурачке (Хитрые люди); Коза лупленная; Сивилюшка – Вилюшка, Бременские музыканты и История Одиссея и Полифема.
Аксинья Тимофеевна говорит, что ее репертуар полностью сформировался под влиянием матери. Она очень ценит мамины сказки, говорит: «Мама у нас очень сказочная была. Сказки мы от мами знаем. Вот знаешь вечером. Отца дома нет, отец на рыбалке. Мы девчаты. Стоит у нас такая ступка, ставим на нее лампу и она садится шить. И мы вокруг нее садилися. Еще напротив мои сестры двоюродные жили. Они тоже приходили вечером. И она нам сказки рассказывает».
Исполнительской манере Аксиньи Тимофеевны присущ целый ряд особенностей.
Прежде всего она активное использует сказочную формульность. В ее сказках встречаются выражения типа: «в третье царство, в четвертое государство к бабке Аксюнченце в хатку», «Что дева ходишь – дело пытаешь или от дела лытаешь?», «Иван-царевич, Бова-королевич» и т.п.
Ей присуще внимание к деталям – рассказывая о том, почему сестрица Аленушка и братец Иванушка оказались на дороге она сообщает, что в дом героев проникла ведьма, которая стала уговаривать Аленушку «изжарить братца», а на резонное возражение девушки, что «это ж мой братец, у меня больше никого нет», ведьма предлагает обмен «его изжарим, а жить ты будешь со мной». Герои бегут из дома, по дороге Иванушка рвет рубашечку, героиня выясняет, что она забыла иголочку, отправляя братца домой она велит ему ничего не есть, «потому что пить захочешь». Герой нарушает запрет, наедается и догоняя сестру «попил из копытичка».
В «Бременских музыкантах» обычно сообщается, что хозяева выгоняют животных из-за старости, а Аксинья Тимофеевна рассказывает довольно подробно – петух перестал «курей топтать», кот – «мышей ловить» и т.д.
В ее сказках встречаются подробные пейзажные зарисовки, для них характерно внимание к внутренним переживанием героев.
Еще одна представительница этой семьи внучка Анны Мефодьевны и дочь старшей сестры Аксиньи Тимофеевны ее племянница Елена Кондратьевна Гулина, не очень любила слушать сказки бабушки. Она больше любила как та поет. Она знает многие сказки Анны Мефодьевны, но считает неприемлемым для себя рассказывать некоторые из них, так как там есть недопустимые с ее точки зрения слова. С другой стороны, некоторые сказки, особенно на христианские сюжеты, она рассказывает с удовольствием. Так, и она, и Аксинья Тимофеевна рассказали сказку об Иосифе Прекрасном (СУС 725А*). Однако если Аксинья Тимофеевна наполнила текст деталями, подробно остановилась на переживаниях героя, его мыслях и чувствах, то Елена Кондратьевна старалась не отвлекаться от сюжетной схемы. Но эпизод на могиле Рахили они решили по-разному. Аксинья Тимофеевна сочла возможным просто пересказать данный мотив, а Елена Кондратьевна его очень подробно рассказала, а плач Иосифа на могиле матери спела. И подобных моментов было несколько.
Младшее поколение семьи, не только хранит в памяти, но и рассказывает сказки Анны Мефодьевны. Оби наследницы бокачёвской традиции не являются простыми передатчиками сказок. Аксинья Тимофеевна легко импровизирует с текстами, это видно по повторным записям, с деланным от нее в разное время и в разных условиях. Она легко сворачивает и разворачивает текст, добавляет или убирает детали, ее привлекает психология героев, мотивировки их поступков. Будучи человеком веселым, она выделяет смешные эпизоды в сказках. Елена Кондратьевна, напротив, склонна к соблюдению сюжетной схемы, ее тексты менее детализированы, ее привлекает сюжет и мораль сказки. Сказка для нее это в значительной степени дидактическое повествование.
История выявления и фиксации:
1. Экспедиции В.Н. Никитиной и А.Н. Иванова;
2. Экспедиции Фонда «Светославъ» и ансамбля «Лествица» 2015 г.
3. Запись ГЦРФ в 2016 на Днях казаков-некрасовцев в Москве
4. Экспедиция ГЦРФ в Ставропольский край в 2017 (рук. Е.А. Дорохова);
5. Экспедиция ГРДНТ им. В.Д. Поленова в 2022 году (рук. В.Е.
Добровольская).
Современное состояние объекта
Сохраняется в рамках семьи.
Авторы/Составители
Добровольская Варвара Евгеньевна, кандидат филологических наук, заведующая сектором нематериального культурного наследия ФГБУК «Государственный Российский Дом народного творчества имени В.Д. Поленова».