Методическая работа преподавателя народного хорового отделения Капустина А.Я.
Когда педагог приступает к работе с новым, только что организованным, необученным хоровым коллективом, он ставит перед собой цель – передать ученикам хора не только определенные знания, но и выработать комплекс необходимых вокально-хоровых навыков и умений., без которых немыслима певческая деятельность.
Не менее важное значение имеет и поведение коллектива, выражающееся в потребности к действию, стремлению к той конечной цели, которая должна стимулировать это действие.
Хоровая деятельность – это, прежде всего, творческий коллективный процесс, который доставляет исполнителю радость и понятен ему. Тогда все трудности будут преодолимы. Раскрепощенность исполнителя, эмоционально окрашенная деятельность, импровизация благоприятно сказывается на певческом обучении, вызывает у певцов полную отдачу, чего не наблюдается в условиях только одной технической выучки.
Профессор Н.А. Бернштейн в работе «О построении движений» рассматривая проблему двигательного навыка, связанного с вокальным пением, дает ей весьма интересную теоретическую разработку. Суть ее заключается в том, что развитие двигательного навыка проходит в динамике, связанной с работой мышц и оставляет следы в головном мозге не в виде проторений, запечатлений, получаемых в результате бесчисленных повторений, а в его уровневом построении.
Н.А. Бернштейн пишет: «Ни эффекторные, ни рецепторные, ни какие-либо еще центры и системы мозга не могут являться пунктами для локализации в них стойких проторенных или запечатленных другим образом следов двигательного акта… динамика развития навыка как раз и состоит в том, что там, где есть развитие, там, значит, каждое следующее исполнение лучше предыдущего, т.е. не повторяет его, поэтому упражнение есть, в сущности, повторение без повторения, т.е. его новое построение».
Но первоначальное движение чаще всего бывает неправильным или не вполне адекватным действию. Приспосабливаясь к ситуации, центральная нервная система координирует движение мышц, участвующих, например, в певческом процессе, внесением вторичных поправок в первично данный двигательный импульс. В дальнейшем эти вторичные поправки уступают место так называемым предварительным коррекциям, более точным и совершенным по своему действию.
Центральная нервная система, принимающая на первых порах руководство целостным двигательным актом на каком-то ведущем уровне, старается освободить себя от вмешательства в каждую техническую деталь. Она оставляет за собой смысловую сторону процесса и постепенно переадресовывает все технические компоненты двигательного состава в низовые фоновые уровни, где эти движения и находят условия для более точного и совершенного выполнения.
В тех случаях, когда низовым фонам непосильно своими средствами справиться с создавшимся положением. Они обращаются в «центр». Во всех других случаях низовые уровни самостоятельно принимают срочные решения у себя «на местах». Поэтому технические компоненты движения не попадают в поле сознания, т.е. они автоматизируются.
Развитие вокального навыка проходит в динамике и в переходе от количества (упражнений) к качеству (звучания).
Фазы тембрального изменения в хоровом звучании
Первая фаза. У ученика возникает установка, обуславливающая смысловую сущность вокальной деятельности. Под руководством педагога ученик осмысливает певческое задание посредством слухового анализа сопоставлений, отказа одной гипотезы и утверждения другой. Ставит перед собой новые и новые вопросы и разрешает моторные задачи. Словесные объяснения педагога имеют важное направляющее значение в овладении навыком. Но они не решают проблемы без практических проб самого ученика.
Для звучания хора (до первой фазы развития) характерна тембровая пестрота, низкая позиция гортани, фонетическая разнокачественность. Педагог работает над устранением пестроты звучания хора, над скруглением звука, его осветлением, выравниванием тембра, единой манерой пения и правильно организованного дыхания. Только комплексное взаимодействие в работе органов дыхания, мягкого неба и гортани, артикуляции обеспечивает правильное формирование звучания. При этом вдох желательно брать на полузевке, что по свидетельству профессора М. Грачевой «… этим обеспечивается рефлекторная работа верхних и нижних резонаторов с голосовыми связками, определяющая как начальный этап голосообразования в речи и пении, так и весь процесс на его протяжении».
Овладение певческим навыком происходит на основе приспособляемости гортани и мягкого неба, которые приводят к качественным изменениям работы мышц, это создает новую форму взаимодействия гортани и мягкого неба в отличие от речевой. Во время пения в хоре ученик больше опирается не на слуховой контроль, а на свои мышечные и вибрационные чувства. В первой фазе звучания хора довольно быстро появляется качественное изменение. Которое характеризуется некоторой однородностью интонирования и формирования гласных. Этот качественный скачок наступает относительно быстро, т.к. центральная нервная система в решении проблемы координации в работе дыхания, мягкого неба, гортани пользуется пока теми ресурсами, которыми она располагает на данный момент.
Вторая фаза. В процессе выработки певческого навыка педагог все время работает над качеством звука, следит за дыханием, чистотой интонирования, формированием гласных и согласных, чтобы звук был полетным, а не форсированным.
В этой фазе для тембровой окраски характерен тусклый или резкий звук по причине недостаточного умения пользоваться опорой звука на дыхание, что влияет на работу всего певческого аппарата.
Пока центральная нервная система координирует и корректирует работу всего певческого аппарата, звучание не может еще подняться на должный качественный уровень, т.к. в голосе недостает вибрато и высокой певческой форманты (ВПФ)*, легко пропадающей и способной развиваться только в тех условиях, когда движения мышц голосообразующей системы приобретут динамическую устойчивость.
Борьба за новые координационные отношения проявляет себя в виде так называемого «застоя», наблюдаемого во второй фазе развития. Физиологи объясняют это явление тем, что обилие раздражений, наносимых тому или иному рецептору, вызывают целую серию импульсов, идущих в центральную нервную систему. Эти импульсы не ограничиваются той зоной, куда они психологически направлены и способны иррадиировать, т.е. по пути распространяются на другие рецепторы. Одновременно в организме происходит и противоположный процесс – процесс индукции, заключающийся в сосредоточении возбуждения в нужных зонах благодаря торможению. Для того, чтобы сконцентрировать в соответствующих центрах сигналы, поступающие извне и осуществить координацию движений, центральной нервной системе нужно время и условия.
Певческий процесс является очень сложным, потому что от центральной нервной системы требуется огромное напряжение, чтобы произвести разумную внутреннюю сортировку и коррекцию, а это возможно только в спокойном, заторможенном состоянии. Недаром академик А.А. Ухтомский говорил, что «торможение – есть рабочее состояние».
Поскольку процессы возбуждения и торможения представляют собой двоякое проявление единого нервного процесса, то наблюдаемое нами явление заторможенности в развитии певческого навыка, выражающееся во временной стабильности «тусклого» или «резкого» звучания, есть не что иное, как замаскированный этим заторможенным состоянием активный процесс возбуждения организма, без которого невозможна перестройка функциональных отношений.
В начале обучения педагогами широко используется процесс подражания, который в первый момент значительно облегчает восприятие учеником изучаемого действия, но в дальнейшем без понимания сущности этого действия не может быть выработан и стойкий навык. Следовательно, подражание должно перейти в активный мыслительный процесс, реализующийся в практической деятельности.
Многократное повторение, сопровождаемое решением новых задач, преодоление большого количества проб и ошибок, прилаживаний и т.п. понемногу совершенствует действие и создает запас неограниченных творческих возможностей.
Необходимо заметить, что именно во второй фазе развития навыков происходит напряжение мышц (зажим), что приводит к скованности. В дальнейшем, по мере постепенного овладения навыком, ученик выучивается очень осторожно освобождать мышцы и использовать их в нужном направлении.
Итак, «тусклое» или «резкое» звучание свидетельствует о том, что развитие певческого навыка идет по правильному пути. Но, тем не менее, эти тембровые характеристики не то «идеал», к которому стремится руководитель хора. На тусклое звучание он воздействует светлыми гласными «е» — «и», а на резкое темными «э» — «о» — «у». Неизменным требованием остается правильное дыхание низом живота, пение на «полузевке», выравнивание всех гласных между собой.
Третья фаза. Особенность, по которой мы распознаем наступление третьей фазы характеризуется более высокой позицией неба, осветленного, но не полетного звука, которое перемежается то с тусклым, то с мягким округлым звуком.
В результате требований со стороны педагога петь интонационно высоко, позиционно близко к зубам, мягко и округленно, у певцов появляется потребность использовать верхние резонаторы, но вследствие еще недостаточного владения певческим дыханием в звучании не проявляется в должной мере вибрато.
Это происходит оттого, что при формировании высокой вокальной позиции к данному моменту, еще не возникает должная координация в работе дыхания, гортани, мягкого неба, а также взаимодействия между верхними и нижними резонаторами, от которых зависит возникновение в звуке вибрато. Для того, чтобы контакт в их работе наступил, необходима смена методических приемов.
Наиболее характерный прием пения, когда ученик ощущает звук во всем корпусе. А это возможно лишь при взаимодействии грудного и головного резонаторов и других органов, участвующих в певческом голосообразовании.
Четвертая фаза. Для грудного резонатора (трахея и бронхи) характерны низкие частотные обертоны, придающие голосу мягкость, благородство, массивность и наличие вибрато. Верхние резонаторы, в которых возникают колебания высоких обертонов, включают в себя глоточную, носоглоточную, ротовую и носовую полости. В них могут преобладать высокочастотные обертоны, т.е. верхняя певческая формата, наделяющая голос звонкостью, серебристостью, яркостью и полетностью.
Звук приобретает полную качественную характеристику только благодаря смешению резонаторов. По свидетельству В.П. Морозова, вибрационные раздражения, возникающие в резонаторах, имеют способность возрастать по силе и распространяются «…на значительно большие участки тела, ощущаясь певцом не только в области голосового аппарата, но и во всем корпусе. Именно эти вибрационные ощущения оказываются доминирующими в ощущении певческой опоры».
В четвертой фазе певческий навык приобретает ту динамическую устойчивость и координацию движений, которая является результатом длительного приспособления певческих компонентов друг к другу. В результате появляется красивый по тембру, широко льющийся компактный звук, но тяжеловесный по силе, который таит в себе тенденцию к снижению вокальной позиции в середине диапазона и потере полетности звучания, что может перейти в стереотип, если вовремя не предупредить его появление сменой методических приемов.
Пятая фаза. Характерной особенностью пятой (и отчасти четвертой) фазы является автоматизация навыка, когда звук приобретает гибкость, пластичность и не нуждается ни во вмешательстве сознания во время пения, ни в специальном слуховом контроле над ним. Навык тогда и автоматизируется, когда он освобожден от вмешательства мышления.
Однако в начале автоматизация навыка может подвергаться так называемой «сбиваемости», деавтоматизации действия. Сбиваемость появляется и в том случае, если создаются сложности в самой задаче, двигательное решение которой не под силу организму, а это требует со стороны педагога вдумчивой тактики, либо переключения на другое действие, а иногда и вообще временной приостановки его.
Мы уже знаем, что при многократном повторении происходит переключаемость того или иного компонента движения из ведущего уровня в фоновые. Но сопровождаться это явление должно качественными новыми изменениями по улучшению навыка. Эти приемы, обеспечивающие точность, экономичность движения приведут к стабильности звучания. Певец не будет задумываться над техникой пения, а все внимание будет сосредоточено на подаче характера, слова.
Только вдумчивое применение соответствующих упражнений, основанных на контрастном соотношении темпов динамики, дает возможность руководителю добиться в хоровом звучании гибкости, легкости, подвижности, кантилены и силы звука.
Переход от одного этапа к другому зависит от уровня подготовки педагога и данных его учеников. Как показывает практика этот период осмысления длится 3-6 месяцев, а затем постоянное совершенствование исходя из природы голоса.
И так, следует подчеркнуть, что фазовый характер развития вокальных навыков сам по себе не решает проблемы качества звука, если в вокально-хоровой педагогике не заложена оптимально выстроенная, эстетически и художественно продуманная вокально-хоровая система обучения, в основе которой лежат сложившиеся у певца вокально-слуховые представления и эталон звучания.
* Высокая певческая форманта (ВПФ) – это свойство тембра, на который влияют высокие обертоны (примерно, «ре»-«соль» четвертой октавы), содержащиеся в любом голосе.