В старое время, при царе Ерохе, жил казак Василий. У него была злая-презлая жана Евдокия. В то время такие жены щасто встрещались. Ну, живёт казак с презлющей жаной, мущается. Выпить ему нельзя, слово сказать нельзя, жана всё делает наперекор. А напьётся, заснёт, так Евдокия надаёт ему таких маклашек по рёбрам, што он, когда опрокинется, ни вздохнуть, ни охнуть ня может. Люди потом Василию объяснили, што к щаму. Поехал раз он в лес за дровами. Приехал, ходил, ходил по лесу да увидал глубокий колодец. Нарубил дров, привёз домонь. Влез в хату. Жена спрашивает:
- Дров привёз?
- Привёз.
- Поди, одних гнилых набрал?
- Нет, хороших.
- Знаю, какие хорошие! Пещку-то я топлю.
Видит Василий такое дело да гутарит:
- Жана!
- Щаво табе?
- Я в лесу был. Знаешь, где три тополины растут?
- Знаю!
Завтра пойду в лес. Ягоды там сильные-сильные, набяру много, толькя ты не ходи со мной.
- Нет, пойду!
- Не ходи! Я один буду собирать. — Сказал так-то Василий да спать лёг.
Всю нощь Евдокия глаз не смыкала. Наутро, только посярело небо, собралась она в лес идти. Казак видит всё, жане нищаво не гутарит. Ну, пошла Евдокия. Пришла в то место, где растут три тополины, стала собирать ягоды. Собирала, собирала да упала в колодец. А в том колодце сидели три беса. Три года они сидели в колодце, а выбраться не могли. Сил не хватало выпрыгнуть. Колодец-то больно глубоким был. Как упала Евдокия до бесох, так нащала им хвосты крутить. День крутит, другой, третий. Видят бесы, што без хвостов могут остаться, а поделать нищаво ня могут. Куда деваться, тожа ня знают. Терпят, а жить дальше нельзя: больше трех минут не проживут. Ну, и выскощили они из колодца пулей, а баба там осталась. Идут, бывало, после того бесы лесом, так за тридцать километрох окруживают, штоб духа Евдокии не щуять. Вскоре после того, как толькя бесы убегли из колодца, до злой бабы змей попал. Ползал, ползал змей по лесу да нашел колодец. Думает он: «Заползу в колодец, стану тихо-мирно в нём жить». Спустился на дно, глянул, а там—женщина. Он обратно хотел, а она его за хвост поймала да не пускает. Змей и так и сяк, а освободиться ня может. Смирился он. Целый год прожил. Извёлся весь, а поделать нищаво ня может. Пошевелится, а Евдокия его за хвост дёргает. Так бы душу и отдал змей, да слущай выручил его из бяды. Василий как остался один, так зажил хорошо. Толькя таперища он понимать стал, што лущше железо в котлу варить, щем злую жану ущить. Железо ржой возьмётся, время придёт — переварится, а злую жану не перяделаешь. «Злые жены щерез одну бывают», — стал он гутарить казакам.
Жил-жил он, да жалко ему стало жаны. Вот раз он думает: «Надо понести жане продуктох». Надумал, наложил продуктох в вядро, привязал веревку и пошёл. Приходит до колодца, опустил вядро. Веревку не бросает. Стал тянуть веревку обратно, а на ней груз большой. Дотянул до верха, а из вядра змей голову поднял. Василий хотел бросить веревку с ведром да со змеем. Тут змей молить Василия стал:
- Казак, не бросай меня до злой бабы. Я табе богатым сделаю. Век служить буду, толькя спаси меня от смерти.
- А как ты меня богатым сделаешь?
- Да так и сделаю. Иди в станицу, а я следом поползу туда. Приползу до церкви, лягу на паперти храма, никого не пущу в церкву, покуда ты не придешь. Поп тебе имущество свое за такое дело отдаст.
Василий вытащил змея. День был субботний. Народу собралось около церкви много, шумят. Поп тожа крищит. Стоят все в ограде, а в церкву не идут: змей не пускает.
Поп гутарит:
- Казаки, кто ощистит божий храм от змея?
Охотникох не нашлось. Тогда поп обещание дал:
- Кто змея прогонит, всё хозяйство своё отдам.
Охотникох нет. Видит Василий, што время действовать пришло, гутарит:
- Я прогоню.
- Иди, казак, я табе благословляю. Прогонишь — всё моё хозяйство возьмёшь.
Подошёл Василий до змея, а он стал уползать с паперти. Ползёт, а сам предупреждает:
- Смотри, казак, больше не приходи до меня, а то я табе задавлю.
Пошла слава о Василии по всем станицам: «Казак змей заговаривает!» Зажил казак припевающи: жаны нет, денег много. Так ба и жить ему. Толькя один раз прибегает до него поп из другой станицы:
- Послужи. Василий, богу! Змей паперть занял, в церкву никого не пускает.
А Василий думает: «Бог — богом, про то никто ня знает, а церква попу надобна. Все они, священники, серебряники да торбохваты. Не пойду!» Он отвещает:
- Не могу, батюшка! Силы не имею.
- Как не имеешь?! Ты всё имеешь! Выгнал змея из своей станицы, выгони из нашей. Всем миром благодарить будем. Не откажи, не дай лютому змею храма на поругание.
Не хотел идти казак, да поп от него не отступает. Ну, всё жа пошёл Василий. Приходит, а змей шипит:
- Я тебя предупреждал. Защем пришёл?
- Поп просит. Я не по своей воле.
- Ну, гляди, это в последний раз!
Оставил змей паперть. Народ на Василия стал креститься. Щудо на глазах мира совершил! После такого щуда слава о храбром казаке до царя дошла.
Прошло сколькя-то время, змей дополз до царя, обвился вокруг шеи царской дощери. Ероха туда, Ероха сюда, а нищаво поделать со змеем ня может. Призвал он разных колдунох, а колдуны што могут сделать?! Змей колдунам не подвластен. Тогда Ероха шлет послох до казака Василия с приказом: «Не пойдет Василий — казнить его на месте!»
Прибегли послы до казака:
- Царь тебя требует. Змей обвился вокруг шеи его дощери. Прогнать змея толькя ты можешь. Иди без промедления!
Василий отвечает:
- Я силы не имею.
- Тогда мы тебя казни предадим.
Думал-думал казак, а дяваться некуда: и тут смерть, и там смерть. Надумал да пошёл. Приходит он до царя. Ероха ведёт его до своей дощери. Увидал змей Василия, шипеть стал:
- Я тебя удавлю, ты нарушил приказ мой.
Казак отвещает:
- Да на што мне царская дощь сдалась, я табе упредить пришёл.
Змей шею вытянул, прислухиваться стал. А Василий гутарит:
- Баба-то из колодца вылязла, до царя идёт, табе ищет.
Змей, как услыхал про бабу, бросил царскую дощь да уполз в лес. Приполз — и в колодец бултых да прямо в руки Евдокии попал. Василий в свою станицу не возвернулся, ушёл в другое государство. Купил он себе хату, стал себе жить-поживать, добра наживать. Я до него в гости заходил, мёд-пиво пил, он мне эту сказку гутарил.
Сведения ОНН
Наименование ОНН: Баба и змей Язык наименования: rus Сведения, относящиеся к наименованию: Сказка Современное место бытования ОНН: посёлок Новокумский Левокумского муниципального округа Сведения об особенностях ОНН В настоящее время выходит из активной традиции, сохраняясь в памяти старшего поколения. В целом, бытование находится на грани исчезновения, утрате традиции способствует отсутствие передачи от исполнителя к слушателю Сведения об особенностях распространения и использования ОНН: устная Ссылки на библиографическое описание ОНН: Якоби Л. А. - Сказки казаков-некрасовцев. Ставрополь 2013 год Собиратель объекта нематериального культурного наследия: Якоби Лилия Александровна Ф.И.О. носителя традиции (информанта, исполнителя, руководителя коллектива): Аксинья Тимофеевна Пушечкина (участница ансамбля «Некрасовские казаки», сказительница).