Жил старик со старухой, нашли они сабе сына, а потом дощку. Сына назвали Ваней, а дощку — Машенькой. Жить-пожить, старик со старухой померли. Остались брат с сестрой сиротами. Вот живут брат с сестрой год, два и три. Ваня вырос, а Маше исполнилось щетырнадцать годох. Пришло время на службу брату идти. Он думает: «Кому сестру приказать? Она же безродная. Щужим людям приказать — будут измываться над ней». Думал, думал да надумал: «Прикажу я свою сестру попу. Поп — добрый щеловек, божественный, он её убережет». Отдал Ваня сестру попу, а сам на службу пошёл. Живёт Маша у попа хорошо год. И отписала она брату, што живёт хорошо. А Ваня сестре отписал: «И я хорошо живу». Прожила Маша второй год и тоже отписала брату, што живёт хорошо. А брат ей ответил, што и он хорошо живёт. Пошёл третий год. Маша стала на возрасте: исполнилось ей семнадцать годох. Смотрит на неё поп да дивуется: «Вот красавица, на свете такой не сыщешь!» День на неё смотрит, другой, третий, да разговоры стал с ней разговаривать. То одно у неё спросит, то другое попросит, то пошлёт за щем-нибудь в лавку или до знакомых. Любовался, любовался поп Машей да задумал худые мысли совершить.
Как-то один раз вещером поп стал Маше предлагать нехорошее дело. Она стала плакать:
— Как жа это, батюшка, можно? Я сирота, пожалели б меня. Это ж грех-то какой. Утопиться потом можно.
— Нищаво, моя щадушка, бог милостив — простит. Я замолю и твой и свой грех, а люди знать ня будут.
Ну, вот поп приглашает Машу в баню. Пришли они в баню, поп-то, басурманская душа, насмеялся над ней. Как только земля такого антихриста терпела! Ня помнит девощка, как она домонь пришла. Толькя на другой день встала она и думает: «Придёт брат, узнает да меня застрелит». Думала, думала да решила уйти, куда глаза глядят. Бросила она дом попа-антихриста, побегла в лес, а сама думает: «Няхай меня в лесу волки растерзают!» С год она так-то по лесу ходила. Ну, ходила, ходила Маша по лесу, до того доходилась, вся оборвалась. Тогда влезла она на высокое-высокое дерево, сядит голая. Сядит она наверху, слышит, как идут три охотника. А у этих охотникох была собака. Вот подошли охотники до дерева, остановились, а собака бросилась к дереву, стала лаягь. Лает и лает на дерево. Оглядели охотники кругом, нищаво не увидали. А рядом с этим деревом рещкя протекала. Вот один охотнищек нагибается до рещки воды попить, а в воде щеловещья тень. Глянул охотник на дерево, увидал девку. Вот он и гутарит:
— Девка, слазь!
Девка яму отвещает:
— Я ба рада слезть, да на мне рубашки нету.
А он обратно ей гутарит:
— Девка, слазь!
А она яму отвещает:
— Я голая.
Тогда другой охотничек гутарит:
— Бросим ей одежду, а сами пойдём дальше.
А первый охотник недобрую душу имел. Вот он отвещает:
— Нет, давайтя её убьём, да и всё тут, Может, она дикая.
Тогда третий охотнищек, самый молодой, звали его Иванушкой, сказал:
— Братцы, у меня две рубашки, двое штанох. Я сниму и дам ей, пускай она оденется.
Скинул Иванушка рубашку, штаны да бросил Маше на дерево, сам отошёл, а другим охотникам приказал, чтоб они тожа отошли. Маша надела рубашку, штаны, слезла с дерева, подошла к рещке, умылась, убрала волосы на голове, стала и стоит. Подошли охотнищки, глянули на неё, а она такая красавица, што в свете такой не сыщешь! Тут два охотника заспорили между собой. Один крищит:
— Я возьму!
Другой крищит:
— Нет, я возьму!
Делили они, делили, да не поделили. Не поделимша, подрались. А пуще всех кричал да дрался тот охотник, што застрелить Машу хотел. Тут-то третий, самый ласковый, Иванушка, стал гутарить:
— Что жа вы! Рубашку никто дать не хотел, а таперища всем она нужна стала?! Давайтя её спросим, с кем она сама пойдёт, тот возьмёт её с собой домонь.
Ну, согласились охотники. Иванушка тогда спрашивает:
— Девка, с кем ты пойдёшь?
Маша отвещает ему:
— Я с тем пойду, кто меня в бяде не покинул, одежу мне дал, жизни меня не захотел лишить.
Взял тогда её Иванушка-охотнищек да привёл домонь. Привёл и гутарит:
— Батюшка с матушкой, я был в лясу, нашёл вот эту девощкю. Она согласилась со мною до нас домонь идти. Родных у неё нет, она в лесу жила. Как вы рассудите?
Отец, мать Иванушки отвещают:
— Сироту, сынок, надо принять. Няхай она у нас живет за родную дощь.
Мать Иванушки спрашивает Машу:
— Как табе, щадушка, зовут?
— Машей.
— Признаешь нас, Маша, за родителей — оставайся.
Маша дала согласие. Стала Маша жить в доме Иванушки. Год она жила, а потом полюбила Иванушку, а он её полюбил. Ну, уговорились они пожаниться. Вот Иванушка спрашивает отца, мать:
— Батюшка с матушкой!
— Щаво, сынок?
— Ндравится Маша вам?
Отец, мать отвещают:
— Ндравится.
— Благословитя нас.
Отец, мать дали согласие, благословили сына и названную дощку. Собрали они родных, и всем Маша пондравилась. Толькя старшей золовке не пондравилась. Отец, мать стали свадьбу играть. Иванушка рад-радешенек свадьбе. А старшая золовка взяла зелье, развела в вине, дала Маше выпить. А Иванушка видел всё это злое золовкино дело, вырвал зелье да крепко золовку побил. Сыграли свадьбу. Иванушка с Машей отделились, стали жить одни, а потом до них пришли отец с матерью. А про попа слыхала я. Пришел он раз камыш косить. Толькя зашёл на гряду, а из камыша выбег кабан, да и бросился на попа, запорол его клыками. Ну, туда ему и дорога. От судьбы не уйдешь! Ни конному, ни пешему судьбу не миновать. А Маша с Иванушкой живут счастливо, любят друг дружку. Я у них в гостях была, водощку и сладкую наливку пила. Молодая меня пирогами угощала. До щаво ж Маша красивая да ласковая! Такой жаны в свете не сыщешь! Они с Иванушкой и таперь хорошо живут. Я вот всё до них в гости собираюсь.
Сведения ОНН
Наименование ОНН: Охотник спас девушку Язык наименования: rus Сведения, относящиеся к наименованию: Сказка Современное место бытования ОНН: посёлок Новокумский Левокумского муниципального округа Сведения об особенностях ОНН В настоящее время выходит из активной традиции, сохраняясь в памяти старшего поколения. В целом, бытование находится на грани исчезновения, утрате традиции способствует отсутствие передачи от исполнителя к слушателю Сведения об особенностях распространения и использования ОНН: устная Ссылки на библиографическое описание ОНН: Якоби Л. А. - Сказки казаков-некрасовцев. Ставрополь 2013 год Собиратель объекта нематериального культурного наследия: Якоби Лилия Александровна Ф.И.О. носителя традиции (информанта, исполнителя, руководителя коллектива): Аксинья Тимофеевна Пушечкина (участница ансамбля «Некрасовские казаки», сказительница).