Двух разбойникох распяли вместе с Христом. Перед смертью один разбойник сказал: «Помяни меня, владыка, когда придёшь в царствие своё». А другой разбойник усомнился в Христе, он нищаво не сказал. Услыхал Христос слова разбойника, дал ему знамя своё, крест и имя своё. Ну, приходит после смерти разбойник, што знамя Христово получил, в рай, стущит в двери:
— Кто тут есть?
Ему отвещают из рая:
— Мы тут живем.
— Кто вы?
— Иоанн, Енох, Илья. Нас трое здесь, — отвещают они.
— Пуститя меня в рай.
— Табе нельзя, — говорят они ему, — ты разбойник.
Он отвещает:
— Да, я разбойник, толькя я перед смертью сказал: «Помяни меня, владыка, когда придёшь во царствие своё». Вот меня Христос и послал до вас.
Показал разбойник знамя-крест. Увидали Иоанн, Енох и Илья знамя, пустили разбойника в рай. Влез он в рай да спрашивает:
— А где жа пророки, апостолы?
Иоанн отвещает:
— Они все в аду, в раю нас только трое, а с тобой щетверо.
Ну, живут они щетверо хорошо в раю. Как ня жить! Што душе угодно, всё есть, нет толькя тютюна, а так все есть. Разбойнику без тютюна плохо. Где купишь?! Он и рад бы в ад пойти, да уж из рая его Иоанн не пускает. Крутится, тоскует разбойник, а положение свое изменить ня может. Шло время, шло, Христос тоже пришёл на небо. Толькя он сперва не в рай пошёл, а в ад. Приходит до ворот адовых и говорит:
— Отворитесь, врата адовы!
Сатана залез на стену да спрашивает:
— Што ты есть?
— Я царь славы, — отвещает Христос.
— А пощаму в своей царстве не царствуешь? Пощаму до нас идешь?
Христос обратно говорит:
— Отворитесь, врата адовы!
Сатана убеждением действует:
— Раз ты царь славы, иди по-хорошему в свое царство, не смущай моего.
Христос в третий раз сказал:
— Отворитесь, врата адовы!
Сказал в третий раз, тут распались двери адовы. Христос стал ходить по аду. Ходил, ходил да нашёл среди грешников Адама и Еву. Взял их за руки, повёл из ада. Увидали такое дело апостолы, проповедники да следом за Христом идут.
Оглянулся царь славы, говорит:
— А вы защем идёте, проповедники?
— За тобой, господи.
— А што вы делали после моего распятия?
— Прославляли табе, господи!
— Щаво же вы разное обо мне говорили?
— Славу табе создавали, господи! — отвещают апостолы.
— Таперь, после вас, люди на земле ня знают, кто из вас правду писал обо мне. Оставайтесь в аду. В рай не могу взять, вы там тоже смущать праведные души будете, как на земле.
Пророки до Христа, все в один голос говорят:
— Грешные, господи! Помяни нас в царстве своем!
Тогда Христос дозволил им идти за ним. А когда он давал дозволение пророкам, в это время царя Соломена не было, он по аду ходил. Ну, а Давид, Лука, Матвей, Пётр нищаво Христу о нём не сказали. Стал Христос выводить Адама, Еву. Толькя вышел за ворота ада, а с ним все пророки, в это время бяжит Соломен и кричит:
— Господи, а меня оставляешь?
— Ты своими мудростями выйдешь!
Не взял Соломена в рай Христос. Остался царь Соломен в аду. Сидел он, сидел, плакал-плакал да надумал. Встал и пошел ходить по аду. Ходит, размеряет землю, колышки забивает. Грешники смотрят, дивуются. Увидали такое дело щерти. Присылает Сатана одного беса до Соломена. Приходит он, спрашивает:
-Што, царь Соломен, думаешь делать?
— Буду церкву в аду строить.
Услыхал рещи Соломена бес, подался до Сатаны. А Сатана сядит на престоле, ня ведает про бяду. Прибегает бес и говорит:
— Сатана-батюшка, в аду церкву строят.
— Кто такое дело надумал?
— Царь Соломен.
Сатана приказ даёт:
— Бесы, идитя до царя Соломена, спроситя, што ему надобно.
Приходят бесы, спрашивают:
— Што ты хощешь делать в аду?
— Церкву строить.
— А защем она в аду?
— Буду вас, щертей, крестить да в церкву водить.
Бесы, как услыхали такое, как ошпаренные, бросились от Соломена. Прибегли до Сатаны, сделали ему сообщение:
— Сатана-батюшка, хитрый царь Соломен церкву строит, думает нас всех крестить да в церкву водить.
Сатана приказ дает:
— Бесы, идитя да вытолкайтя Соломена из ада в шею. Один остался и то нам мешает, жизни не даёт! Гонитя его, пока церкву не построил!
Прибегли бесы, схватили Соломена да в шею его толкают, гонят, а он с припрядом идёт. Ему толькя того и надо. Вытолкали в шею Соломена из ада. Приходит он до рая, стучит: тук-тук. А у дверей уже Пётр с клющами стоит. Услыхал стук, спрашивает:
— Кто там стущит в двери рая?
— Я есть царь Соломен! А ты кто?
— Я Пётр.
— Пусти меня, Пётр.
Открыл ворота Пётр на радостях широко. Пока здоровкался, целовался с царем Соломеном, а разбойник в это время убёг из рая. Впустил Пётр Соломена, закрыл ворота. Разбойник остался между раем и адом. Постоял, постоял да в ад пошел.
Приходит, стущит: тук-тук. Сатана спрашивает:
— Откуда ты?
— Из рая, — отвещает разбойник.
— Из рая мы в ад не пускаем.
Да я — разбойник.
— Знаем, знаем, што ня добрый щеловек, — говорит Сатана. — У нас тут был один такой, царь Соломен, церкву собирался строить, еле избавились от него, а тут табе еще принясло. Иди, откуда пришел. Не гняви меня. Сколькя разбойник ни убеждал Сатану, толькя его не впустили в ад. Куда ему деваться? Постоял-постоял, да обратно в рай пошёл. Идёт, а навстрещу ему другой разбойник, тот, што Христа не признал на кресте. Поздоровкались. Первый спрашивает:
— Пришел и ты?
— Пришел.
— А куда направляешься? — спрашивает первый.
— В ад, — отвещает другой.
— Не ходи, ня пустят. Иди лучше вместо меня в рай.
— А щаво ты не идешь в рай? — спрашивает другой.
— Я уже там был. Пить, курить не дозволяют, а в ад не пускают.
Повёл первый разбойник другого в рай. Стал просить, штобы пустили. Пётр открыл ворота да нащал разбойника ругать за самовольство. Пока он ругал его, другой разбойник, што не признал Христа, в рай прошёл.
Пётр говорит разбойнику:
— Нам в раю самоуправных ня нужно.
Закрыл апостол ворота, не пустил разбойника в рай. Постоял-постоял первый разбойник у ворот рая да на землю пошёл…
Сведения ОНН
Наименование ОНН: Разбойник ушёл из рая Язык наименования: rus Сведения, относящиеся к наименованию: Сказка Современное место бытования ОНН: посёлок Новокумский Левокумского муниципального округа Сведения об особенностях ОНН В настоящее время выходит из активной традиции, сохраняясь в памяти старшего поколения. В целом, бытование находится на грани исчезновения, утрате традиции способствует отсутствие передачи от исполнителя к слушателю Сведения об особенностях распространения и использования ОНН: устная Ссылки на библиографическое описание ОНН: Якоби Л. А. - Сказки казаков-некрасовцев. Ставрополь 2013 год Собиратель объекта нематериального культурного наследия: Якоби Лилия Александровна Ф.И.О. носителя традиции (информанта, исполнителя, руководителя коллектива): Аксинья Тимофеевна Пушечкина (участница ансамбля «Некрасовские казаки», сказительница).