Методический материал для подготовки беседы о с русском лоскутном шитье

  • Беседы «Лоскутная мозаика» о традиционном русском лоскутном шитье
  • Просмотр презентации
  • Мастер-класс по лоскутной мозаике
  • Викторина

Несмотря на то, что одеяло из разноцветных кусочков ткани ассоциируется у нас исключительно с мастерством русских женщин, возникновение этой техники предположительно произошло в странах Африки или Азии. Подтверждением этому служат археологические реликвии, возраст которых насчитывает многие тысячелетия. В пользу африканского происхождения «говорит» египетское изделие, выполненное из фрагментов кожи газели, датированное приблизительно 980 г. до н.э..

О вероятности азиатского происхождения лоскутного шитья свидетельствуют находки при раскопках скифских курганов (100 год до н.э.-200 год н.э.), где были обнаружены фрагменты стеганых одеял с элементами аппликации. А в музее столицы Страны восходящего солнца хранится костюм, декорированный лоскутными деталями. Еще один древний артефакт был обнаружен в начале XX века в Пещере тысячи Будд в Китае – это ковер, созданный из лоскутов не позднее IX столетия н.э..

В Европе с техникой квилтинга познакомились в эпоху крестовых походов: в числе вывозимых рыцарями предметов из восточных государств были также многофактурные ковры, флаги.
Следующие упоминания из истории этого ремесла относятся к раннему средневековью. Это были два простеганных лоскута, между которыми размещали прокладку. Такие изделия использовались в качестве бронежилета в армии Уильяма Завоевателя. Эта броня кроме некоторой защиты давала солдатам также тепло. Бытует такое мнение, что именно подобный стеганый бронежилет и натолкнул рукодельниц на мысль создания стеганых покрывал, которые стали упоминаться в записях XI-XIII вв..

В XIV веке было значительное изменение климата по всей Западной Европе. Зимы стали очень холодными. И это похолодание сделало стеганые покрывала предметами первой необходимости. В ход пошло все, чем только можно было наполнить такие одеяла: мох, перья, шерсть ягнят и даже травы.

В Южной Европе такого глобального похолодания не наблюдалось, поэтому здесь лоскутное шитье приобрело декоративный характер. При помощи квилтинга и печворка женщины шили для всей семьи одежду и украшали свой дом. Особенной популярностью пользовались одеяла и покрывала.

В Лондонском музее одеял хранятся великолепные изделия – 23 квилта (одеяла) Екатерины Говард (CatherineHoward), пятой жены короля Генриха VIII, которые она получила из королевского гардероба в знак благоволения короля к свадьбе в 1540 г..

В Великобритании и Голландии лоскутные изделия принято было считать семейными реликвиями, передаваемые из поколения в поколение, и молодых девушек с раннего возраста обучали лоскутному шитью и стёжке, при помощи которых они готовили себе приданое.

В Германии квилтинг долго не находил свое место. Правда, имеются упоминания, датированные XIII веком, в которых говорилось о том, что существовала стежка в одежде, прежде всего она применялась для уплотнения материала и термоизоляции. В этом столетии также появились так называемые гобелены, в которых можно было наблюдать классические признаки лоскутного одеяла.

В Америке техника лоскутного шитья появилась в конце XVIII в. вместе с переселенцами из Англии, Германии и Голландии. Именно здесь она усовершенствовалась и превратилась в национальный и любимый вид творчества. Лоскутное шитье американских поселенцев, в первую очередь, объединяло людей, вырванных обстоятельствами из своей привычной среды, в нечто похожее на «клубы по интересам». Создавая необходимые в хозяйстве вещи, они получали удовольствие от творчества и общения. Так появились 7 знаменитые американские лоскутные стеганые одеяла и всевозможные предметы гардероба, украшенные лоскутной аппликацией (печворк). При этом над ними довлела пуританская традиция экономности и труда. По сей день амиши – протестантские сектанты, проживающие в штате Пенсильвания, строго сохраняют традиции жизненного уклада и костюма того времени. Этот вид рукоделия удачно вписался в их быт и философию взаимопомощи и существования каждого как части общины.

На Руси первые лоскутные изделия появились давным-давно. В X-XI вв. русичи уже пользовались лоскутными одеялами. Элементы лоскутного шитья присутствовали и в одежде. Лоскутное шитье носило не столько декоративный, сколько обрядовый, обережный характер. Однако наиболее широкое применение лоскутное шитье, как декоративное творчество, получило только во второй половине XIX века с развитием промышленности и выпуском фабричных ситцев. Поэтому многие ошибочно считают, что лоскутное шитье появилось в России только с развитием ткацких фабрик и распространением дешёвого ситца. Виды лоскутного шитья Лоскутное шитье, как уже было сказано выше, интернациональное рукоделие. Эта техника знакома мастерицам всех континентов Европы и Азии, Африки и Америки. Это современное рукоделие представлено различными видами и техниками. Вот некоторые виды лоскутного шитья.

Презентация

Традиционный пэчворк

Пэчворк — лоскутная техника аппликации или шитьё из лоскутков путём накладывания мелких деталей на более крупные (от англ. patch – заплатка или кусочек ткани, лоскут; work – работа). По сути это англо-американское искусство создания цельного полотна из отдельных лоскутков, сложенных в разнообразные узоры и орнаменты. В этой технике можно сшить как большое покрывало, так и маленькие прихватки для кухни. Техника печворка широко используется для декорирования предметов интерьера, в оформлении одежды. Как правило, сшитое покрывало или более мелкие изделия имеют лицевую (лоскутную) сторону и подкладку.

Крэйзи-пэчворк («сумасшедший» лоскуток)

Разновидность пэчворка, в которой соблюдается технология изготовления лоскутных полотен с использованием произвольных (неправильных) фигур, кривых полос и аппликаций. Кроме того, швы здесь маскируются тесьмой или вышивкой, а само изделие (покрывало, подушка, панно, сумка, одежда) обильно декорируются лентами, бусинами, кружевом и другой фурнитурой. Существует еще одна техника крейзи-печворка, при которой мельчайшие лоскутки ткани выкладываются свободно или в какой-либо рисунок на основу и плотно прострачиваются на машинке хаотичной или строго геометрической сеткой.

Вязаный пэчворк

Разновидность пэчворка, где используется несколько иная технология соединения лоскутов. Здесь отдельные фрагменты привязываются друг к другу с помощью контрастной нити и вязального крючка. Вязаным печворком принято так же называть изделия, связанные или сшитые из отдельно вывязанных модулей, мотивов.

Японский пэчворк

Технология лоскутного шитья, объединившая восточные и западные традиции. В ней активно используется стежка, а предпочтение отдается шелковым тканям, из которых можно изготовить и шикарное лоскутное покрывало, и панно, и одежду. В основе узоров лежат традиционные геометрические формы: квадраты, треугольники, ромбы, уголки.

Австралийский витраж

Витражная техника пришла к нам из Австралии. Ее особенность заключается в том, что мастерицы отказались от четкого геометрического рисунка и блоков, которые широко применяются в печворке и квилтинге. Существует два варианта изготовления работ на основе витражной техники: вручную и на швейной машине. Идеей для эскизов работ могут послужить рисунки в книгах, разнообразные открытки, стеклянные витражи и тому подобное. Чтобы достигнуть эффекта витража, в этой технике используют четкие или ярко очерченные границы рисунков, выполненные косыми бейками темного или черного цвета, которые обязательно должны быть соединены с другой линией или переходить в край витража и производить впечатление настоящего витража.

Квилтинг

Считается, что квилтинг – это более широкое понятие, чем пэчворк. Однако в дословном переводе «Квилт» означает «стеганое полотно» (изделие). А словом «квилтинг» называется процесс изготовления стеганых изделий. Квилтинг – это вид рукоделия, в котором вручную или на машинке прошиваются не менее трех слоев ткани с использованием мягкой прокладки из синтепона или ватина. При этом на поверхности квилта образуется рельефный узор, и он становится трехмерным. Созданное в технике квилтинга объемное покрывало или одеяло выглядит более элегантно, чем просто собранное из лоскутов. В изготовлении квилтов сегодня используются самые разные виды стежки: сашико 1, трапунто 2 и другие. С равным успехом можно использовать эту технику и при изготовлении прихваток для кухни, диванных подушек или одежды для детей.

Русское лоскутное шитье

Лоскутное шитье представляет собой технику создания полотна путем сшивания лоскутов. Причем лоскутки подбираются по цвету и по форме. Бережливые русские хозяйки из уже отслуживших домотканых тканей, остатков привозной и фабричной ткани вырезали еще добротные кусочки и собирали их в целые изделия – занавески, настилы и коврики. С появлением хлопчатобумажных тканей с набивным ярким рисунком сарафаны, платья и костюмы стали украшать аппликацией из лоскутов и нашивками с целыми композициями красочных орнаментов. Русское лоскутное шитье можно разделить на три вида: лоскутная мозаика, аппликация и смешанная техника шитья. Лоскутная мозаика интересна тем, что на лицевой стороне не видно швов, а готовые полотна выглаживают так, что разные кусочки ткани смотрятся как одно целое.

Лоскутная аппликация, наоборот, делает изделие более объемным, так как разные лоскутки нашиваются друг на друга, образуя орнаменты, изображения цветов или животных. Такая техника используется в изготовлении детских игрушек и нашивок для украшения повседневной одежды. А вот смешанное лоскутное шитье – объединение мозаики и аппликации – самый распространённый вид русского тканевого искусства. Изделиями из лоскутов выполняли одеяла (само полотно – мозаикой, а декорировали аппликацией из объемной нашивки), подушки, плотные занавески, детские и народные куклы. Кроме того, русские мастерицы додумались до совершенствования лоскутного искусства – вышивки отдельных элементов, придания объема и различных других техник работы с тканями (вязание, плетение полос ткани в косы и вывязывание цветов).
 


1 Сашико (с японского – маленький прокол) – разновидность японской строчной вышивки (шов «вперед иголку»), широко применяемая в лоскутном шитье для простёгивания готовых изделий (особенно большого размера). С. может иметь ярко выраженный геометрический или растительный орнамент, а может выполняться без соблюдения рисунка. Выполняется как вручную, так и с помощью швейной машины.

2 Трапунто (с итальянского – вышивка) – разновидность итальянской рельефной вышивки. Широко используется в лоскутном шитье для простёгивания и декорирования больших изделий. Трапунто выполняется по заранее изготовленному трафарету. Выполняется как вручную, так и с помощью швейной машины.
 
 

Поделиться в соцсетях